Анализ причин снижения доходов и прогнозы экспертов о будущем отрасли.
Российские доходы от продажи нефти и газа демонстрируют снижение, причем даже без прямого ужесточения санкций со стороны западных стран. По итогам первых пяти месяцев 2025 года поступления в федеральный бюджет от экспорта углеводородов сократились на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ключевой фактор снижения — низкие котировки нефти и газа. Если в 2024 году средняя цена барреля превышала $80, то в 2025 году она в основном колебалась в диапазоне $65–70, лишь в последние дни поднимаясь к отметке $75 на фоне обострения геополитической ситуации на Ближнем Востоке. Эксперты считают, что отечественный добывающий сектор ждут новые вызовы: Еврокомиссия рассматривает возможность снижения потолка цен на российское экспортное сырье, что грозит дополнительными потерями для федерального бюджета.
По предварительным расчетам Министерства финансов, нефтегазовые доходы России за период с января по май 2025 года составили 4,24 триллиона рублей. Это на 14,4% меньше, чем за тот же период предыдущего года. При этом в мае темпы падения ускорились — по итогам января-апреля снижение составляло 10,3%.
Министерство указывает, что такая динамика обусловлена, в первую очередь, уменьшением средней цены на нефть, а также влиянием разового поступления доплаты по НДПИ на нефть, зафиксированного в феврале 2024 года. Сокращение доходов от сырьевого сектора привело к увеличению дефицита федерального бюджета, корректировки которого уже были одобрены Госдумой. Своими оценками перспектив российской нефтегазовой отрасли с изданием поделились эксперты: экономист Андрей Лобода, аналитик Владимир Чернов из Freedom Finance Global и ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев.
— Какие факторы привели к снижению нефтегазовых доходов российского федерального бюджета?
Андрей Лобода: Основной причиной сокращения углеводородных доходов нашей страны является довольно низкая стоимость отечественной нефти и крепкий рубль. Определяемая для налоговых целей долларовая цена Urals в апреле составляла $54,8 против $75 годом ранее. Майская стоимость российского экспортного сорта также не внушает оптимизма — всего $52,1 за «бочку». На снижение нефтяных цен накладывается укрепление российской валюты: рублевая стоимость барреля уменьшается и уплачиваемые с нее сырьевыми компаниями налоги становятся еще меньше. По сравнению с показателями весны прошлого года, российский рубль укрепился в пределах 10%, а цена Urals упала более чем на 20%. Таким образом, в последнее время конъюнктура сырьевого рынка бьет по доходам бюджета сильнее, чем крепкий курс национальной валюты.
— Какого падения нефтегазовых доходов стоит ожидать по итогам года? Насколько это будет критично для российского бюджета?
Владимир Чернов: Минфин на начало мая планировал поступление в бюджет России 8,32 трлн рублей нефтегазовых доходов по итогам 2025 года, то есть их снижение в годовом сравнении ожидается на 24%, с 10,94 трлн рублей. На фоне новых возможных западных санкций падение нефтегазовых доходов отечественной казны в этом году может достичь 25-35%, добавив к дефициту бюджета 1-1,5 трлн рублей, то есть менее 1% от ВВП.
В то же время, в 2025 году ожидается увеличение налоговых поступлений в бюджет от ненефтегазовых доходов, однако их рост прогнозируется пока лишь на 10-15%, что не покроет потерь от падения нефтегазовых доходов.
Впрочем, дефицит бюджета в любом случае будет нивелирован. Частично на это могут направить средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ), но в основном недостачу доходов будут компенсировать на внутреннем рынке заимствований, через размещение Минфином облигаций федерального займа.
При этом ненефтегазовые доходы федерального бюджета по итогам января-мая составили около 10,5 трлн рублей, увеличившись год к году на 12,3%, что формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов казны государства.
— Какой урон нефтегазовым доходам бюджета нашей страны может нанести решение Евросоюза о снижении ценового «потолка» российской нефти с $60 до $45?
Владимир Чернов: Согласно анализу бюджетных показателей, снижение мировой цены на нефть всего на $1 за баррель приводит к сокращению нефтегазовых поступлений в отечественную казну приблизительно на 100 млрд рублей ежегодно. В случае снижения ценового ограничения с текущих $60 до $45 за баррель Urals, потенциальный недобор бюджетных доходов может достичь 1,5 трлн рублей в год при неизменных объемах нефтяного экспорта. Однако следует учитывать, что к моменту введения новых ценовых ограничений (если их все-таки включат в 18-й пакет санкций ЕМ) половина финансового года уже пройдет, поэтому фактические потери бюджета во второй половине года от снижения нефтяных цен составят порядка 700-800 млрд рублей. Также стоит учитывать тот факт, что некоторые страны, как показывает практика предыдущих лет, могут продолжать покупать российскую нефть и выше «потолка» цен, установленного Еврокомиссией.
Игорь Расторгуев: Решение снизить ценовой «потолок» на нефть до $45 за баррель нанесет не прямой, а, скорее, косвенный вред нашей стране. Россия больший объем экспортной нефти продает не в Европу, а в Индию и Китай, обеспечивая загрузку нефтеперерабатывающих мощностей этих стран. Индия и КНР и сейчас приобретают российское углеводородное сырье дешево — с большим дисконтом от рыночной стоимости даже при низких биржевых котировках. Возможно, вскоре импортеры запросят еще больший дисконт, что с учетом возрастающих издержек на логистику для отечественных добывающих компаний (и бюджета) чревато еще меньшими доходами.
Однако самый тяжелый удар от этого решения придется на… Грецию. Эта страна, после того как официальные цены на нефть опустились ниже $60, возобновили официальный фрахт российской нефти в Азию. Транспортировка на длительное расстояние обеспечивало неплохие поступления как в пользу бизнеса, так и в казну Греции через налоги. Это крайне выгодно и России, так как официальный фрахт в разы дешевле теневого, со страховкой и минимумом рисков. Снижение ценового «потолка» быстро прикроет эту схему.
— При каких обстоятельствах нефтегазовые доходы России могли бы вырасти?
Владимир Чернов: Для роста доходов необходим стабильный рост мировых цен на нефть, желательно выше $70 за баррель, который напрямую зависит от распределения квот на объемы добычи сырья в ОПЕК+, геополитики и мирового спроса. Также пополнению сырьевых поступлений в казну могло бы поспособствовать снижение дисконта экспортной российской нефти Urals к эталонному сорту Brent путем заключения новых логистических контрактов с Китаем и Индией.
Кроме того, пользу нефтегазовым доходам бюджета могло бы принести ослабление российской национальной валюты. Теоретически, всегда остается возможность усиления налогового прессинга на нефтегазовую отрасль России, но в настоящее время нагрузка на этот сектор и так крайне высока, поэтому, скорее всего, дополнительного повышения налоговой базы в 2025 году ожидать уже не стоит.
