Новый индийский фильм расскажет об интимной жизни женщин
На 25-м Международном фестивале документального кино «Флаэртиана», проходившем в Перми, были представлены смелые работы женщин-режиссеров из Индии. Их фильмы искренне и открыто затрагивают темы, на которые в индийском обществе обычно не принято говорить, исследуя вопросы возможности развода и интимной жизни индийских женщин.

25-минутная картина «Бали» Амоли Биревар, названная по прозвищу индийской школьницы, повествует о мечтах и планах на будущее девочек из маленькой деревни. Этот короткометражный фильм был включен в международный конкурс наряду с полнометражными работами и удостоился специального упоминания жюри.
Суджата, которую все называют Бали, прекрасно играет в кабадди — традиционную игру, где нужно коснуться игроков команды противника и успешно вернуться назад. Девушка оканчивает школу и мечтает продолжить образование, но её родители, следуя местным обычаям, настаивают на её замужестве. Суджата надеется, что участие в турнире по кабадди изменит её жизнь, но это оказывается лишь «болливудской мечтой», которой не суждено осуществиться.
Амоли Биревар прибыла в Пермь из Мумбаи. Она является дебютантом в режиссуре, но имеет опыт продюсерской работы, в том числе сотрудничество с National Geographic и ООН.
«Я сама живу в большом городе, — рассказывает Амоли. — Находясь там, видно, что страна развивается, но стоит выехать подальше, чтобы увидеть, как живут простые люди. Мы получили грант и должны были снять фильм за полгода, но справились с этой задачей, сняв его за 12 дней».
«Наша юная героиня вышла замуж, хотя мечтала о другом. При этом она продолжает ходить в колледж. Невероятно, но все девочки, снимавшиеся в нашем фильме, стали первым поколением в своих семьях, которым удалось продолжить обучение. Я хотела продолжить съемки и спросила у Суджаты, не хочет ли она и дальше со мной работать. Она стала очень осторожна, поскольку переживает из-за того, как родители мужа отнесутся к её участию в съемках».
Сейчас Амоли Биревар работает над полнометражным документальным фильмом о сексуальной жизни индийских женщин. «Скорее всего, я не смогу его показать своим родителям, — говорит она. — Это настолько табуированная тема, что никто и никогда её не касается. Не произносится даже само слово. Мне очень интересно рассказать об этом в тактичной манере».

В Перми состоялась мировая премьера индийского полнометражного фильма «Идеальная жена» независимого режиссера-документалиста, продюсера и куратора художественных выставок Анурадхи Бансал. Она также затрагивает сложные темы, связанные с положением женщины в обществе, исследуя столкновение традиций и современности.
Бансал происходит из общины марави, но давно живёт вдали от родного дома. Она отправляется к родителям, чтобы обсудить свой возможный развод с мужем. Это непростое дело, поскольку у неё патриархальная семья, а мать поклоняется богине Рани Сати, символу супружеской верности. Когда дочь приезжает, мать подыскивает невесту для её брата.
«Мой муж – прекрасный человек, но есть разница между святым и хорошим мужем. Я могу ему поклоняться, мыть ноги, но брак – это работа двоих. Нельзя всё взваливать только на кого-то одного», — говорит Анурадха.
Удивительно, что в стране, где так почитают Болливуд и любят национальное кино, профессия дочери совсем не вдохновляет родителей. Им кажется, что она тратит время зря, а режиссеров так много, что Анурадха ничего не добьется.
«Мне кажется, что когда я покажу фильм в моем родном городе на большом экране, родители поверят, что у меня есть будущее как у режиссера, — говорит Анурадха Бансал. — Я снимала фильм в течение семи лет. Сначала моя семья была категорически против съемок, хотя я уверяла, что ничего плохого не покажу на экране. Только попросила довериться мне и позволить заниматься своим делом. Каждый раз, когда я ставила камеру, родители замолкали. Пришлось схитрить. Мой отец сразу понял, что фильм увидит много людей, поэтому старался поменьше говорить. Мама более наивна в этом вопросе. Она говорила всё, что думала обо мне и моей профессии. Пришлось схитрить. Через несколько лет практически подпольных съемок я показала им кусочки отснятого материала. Сейчас родители даже счастливы, что фильм вышел. Моя мать смягчилась, увидев на экране дом, построенный её предками, который она 12 лет отстаивает».
Длительный процесс съемок позволил ей заглянуть в себя, сблизиться с родителями, братом, узнать, что он пишет стихи и умеет поддерживать близких.
«Моей маме 75 лет. На ней держится весь дом. Бизнес моего отца помогла построить именно она. Всё находится под её контролем. Мне за сорок, но мама до сих пор не позволяет мне стакан воды налить. Она заботится обо всех. Я восхищаюсь её силой духа. При этом она не представляет жизни женщины без мужчины, без его поддержки, не может принять мой ход мыслей», — рассказывает Анурадха.
Она очень смелая, искренняя, не боится раскрыться перед чужими людьми, и этим подкупает. «В 2022-м я сломала ногу, пролежала в постели примерно год и поняла, как устала от съемок, что пора остановиться и не тратить на это всю жизнь. Мне казалось, что фильм никогда не выйдет. Я впала в депрессию и поставила точку, — продолжает Анурадха. — Я была на фильме оператором, монтажером, должна была ещё и зарабатывать, чтобы снять этот фильм. Интересно, увидела ли бы я всё, что увидела, если бы не смотрела через объектив камеры. Монтаж – мой мир нирваны. Когда я монтирую, забываю обо всём».
«Все кадры, где я выхожу из-за камеры, сняты ближе к финалу по просьбе продюсеров, появившихся на картине в 2024 году. Самую эмоциональную для меня сцену с гнездом я снимала в течение двух месяцев, каждый день, утром и вечером. Маленький птенец научился летать и однажды разбился. Я проплакала несколько часов, но эти кадры не стала включать в фильм. Мне показалось, что у меня с гнездом какая-то связь. Всё это происходило и в моей жизни. Я тоже потеряла ребенка, а мой дом находится в разрушенном состоянии».