Завершающая часть фестиваля представила инсталляции, объединяющие природу, мистику и советский быт.
Центр современного искусства AZ/ART принимает заключительный этап летнего фестиваля «Алгоритмы познания». Экспозиция, доступная лишь на протяжении месяца, разделена на три индивидуальных пространства. Этот формат краткосрочного показа на ограниченной территории стал ключевой идеей интенсива. Посетители смогут увидеть загадочных «леопардовых существ», символическую бумажную юрту, элементы советского быта 70-х годов и ритуальные предметы.

Творчество арт-группы «Хвойные»: искусство из природы
Арт-группа «Хвойные» из Санкт-Петербурга, объединяющая пять художников без выраженного лидера (Грета Димарис, Виталий Дивенцов, Вильгений Мельников, Серафима Сажина), ежегодно собирается на майские праздники в деревне Хвойное. Там, в доме-мастерской одного из участников, они общаются у костра, исследуют лес и создают произведения, используя природные материалы — ветки и траву. Природа становится их полноправным соавтором. Новый проект группы призван передать атмосферу этих ежегодных встреч, где пережитый опыт становится основой для нового осмысления.
В рамках фестиваля «Хвойные» представили инсталляцию «Бурелом». Композиция из груды железа, стилизованная под костер, создана Вильгением Мельниковым. Фигуры гибридных существ с леопардовыми чертами и человеческими конечностями — работа Серафимы Сажиной, где также чувствуется влияние природной стихии. Рядом возвышаются три инсталляции из сосен, напоминающие античные колонны. Внутри одной из них можно уединиться и посмотреть видеоработу Греты Димарис. По соседству расположилась зона отдыха с пеньком, где демонстрируются видеохроники прошлых лет, запечатлевшие жизнь и творчество группы в деревне.

«Мы видим себя как своеобразных лесных обитателей, не стремящихся к публичности, — делится Грета Димарис. — Мы бы, вероятно, и дальше существовали в тени, если бы нас не пригласили на этот фестиваль. Наша дебютная выставка прошла в Русском музее. Обычно мы погружены в природную стихию в деревне, а здесь нам выпал шанс увидеть себя в новом, `чистом` контексте, и не весной, как обычно, а в августе».
«Железная кость» Михаила Рубанкова: шаманизм и космос
Проект Михаила Рубанкова под названием «Железная кость» исследует путь современного городского шамана в мир иные измерения. Название отсылает к шаманской традиции, где «железная кость» символизирует особую устойчивость и избранность, отличающую шамана от обычных людей.

Инсталляция Рубанкова представляет собой звездное небо, созданное из 12 строительных перчаток, натянутых на гвозди, что символизирует зодиакальный цикл и трансформацию обыденного в космическое. Внутри стилизованной бумажной юрты развернута экспозиция, центральным элементом которой является видео, демонстрирующее шаманский ритуал. Современный шаман, подобно нам, окружен информационным шумом, но при этом сохраняет связь с духовным миром, перевоплощаясь в насекомых, чтобы исцелять человеческие души.
«Послезавтра скорее всего, но почему-то не могу» Ирины Кориной: советская память
Проект Ирины Кориной «Послезавтра скорее всего, но почему-то не могу» — это тщательно собранная коллекция предметов, когда-то наполнявших советские квартиры и теперь рассматриваемых как позднесоветское декоративно-прикладное искусство. Плюшевые игрушки, стеганые одеяла, пляжные полотенца, ковры, хрусталь и чеканки формировали атмосферу уюта 1970-х. Корина исследует эстетику барахолок и мемориальной культуры.
«Моей целью было собрать предметы, вызывающие эмоциональный отклик. Эти вещи существовали в одной эпохе, а затем переместились в другую, — объясняет Ирина Корина. — Мы сами постоянно меняем контекст своего существования, хотя формально остаемся в той же стране. Вещи мигрируют вместе с нами, и их значение трансформируется. Я хотела предложить новый взгляд на привычные предметы, возможно, они не всегда так безобидны, как кажутся».

Среди экспонатов Ирины — огромные книги, украшенные изображением погребальной пирамиды. На стене висит аптечка, внутри которой скрыты фосфорные орлы. При нажатии на выключатель створки открываются, являя завораживающее свечение птиц.
«Я провела несколько месяцев, собирая эти объекты на онлайн-платформах и блошиных рынках, целенаправленно ища предметы, которые казались мне грустными. Я спрашивала у знакомых, были ли у них в детстве фосфорные орлы. У меня их не было, но я помню, как они завораживали меня у друзей. Некоторые загадывали желания, веря, что они сбудутся ночью. Электронщик, который настраивал аптечку, рассказал историю своего брата, выменявшего в десять лет половину такого орла у приятеля; ему досталась только часть со скалой. С течением десятилетий многие предметы начинают вызывать совершенно иные ассоциации и эмоции».
Далее представлены инсталляции, напоминающие «надгробия». Ирина мастерски объединяет, казалось бы, несовместимые объекты. «Меня вдохновила теория Льва Выготского о том, как дети обнаруживают новые смыслы в необычных комбинациях предметов, — поясняет Корина. — Здесь вы можете увидеть его портрет, а на обратной стороне — фигурку обезьяны-перчатки».
Жутковато смотрится коллекция черно-белых досок с изображениями, которые когда-то украшали советские интерьеры. Эта экспозиция вызывает ассоциации с колумбарием или, по словам Ирины, с «собранием прекрасных дам, чьи сердца были покорены».

«Обратите внимание на композицию с розовым плюшевым слоном. Такой ткани больше не производят, — указывает Ирина на следующий экспонат. — На слона нашит пейзаж моей дачи, фотографии для которого сделаны на телефон. Рядом стоит ясеневый шкаф, принадлежавший Станиславскому, в котором он прятался, опасаясь ареста. Портрет писателя Павла Бажова нанесен на ритуальный костюм из филона. А вот Владимир Пропп — выдающийся исследователь волшебных сказок, чьи работы особенно актуальны для осмысления современности». Художница предлагает выбрать свой ритуальный костюм, украшенный образами Циолковского, Бажова, Вышинского и других знаковых фигур, символизирующих современную эпоху.