Новое шоу с песнями Владимира Высоцкого вызвало скорее замешательство, чем восторг.
Шоу под названием «Высоцкий. Высота» было представлено как уникальное слияние музыкального искусства и передовых технологий. Цель проекта заключалась в создании концертной программы, где бессмертные произведения знаменитого советского барда и поэта прозвучали бы в исполнении как его собственного цифрового аватара, так и виртуальных копий современных звёзд эстрады. Формат был смелым и новаторским для российской сцены, хотя подобные эксперименты уже имели место в мировой практике. Первые отзывы о представлении оказались неоднозначными: оно произвело впечатление, но одновременно оставило ощущение некоторой тревоги.
Цифровой Высоцкий на сцене.
Музыкальную основу шоу, прошедшего на Live Arena, составили легендарные композиции Владимира Высоцкого, записанные в 70-х годах в сопровождении оркестра Георгия Гараняна. Такие произведения, как «Охота на волков», «Песня о друге» и «Я не люблю», сегодня считаются классикой, но тогда, при жизни Высоцкого, они были выпущены на диске-гиганте лишь после его смерти. Спустя десятилетия эти записи были тщательно отреставрированы, а теперь представлены в новом формате концертного шоу, где песни Владимира Семёновича звучат под аккомпанемент оркестра в исполнении аватаров.
Цифровая модель самого Высоцкого была воссоздана с использованием его посмертной маски и сохранившихся концертных и телевизионных записей. Современные звёздные гости для своих виртуальных двойников записывали номера в студии, оснащённой специальными датчиками на лице и теле. Казалось, что все эти приготовления должны были открыть дорогу в дивный новый музыкальный мир.
Представление было весьма эффектным. На огромном центральном экране герои шоу представали в полный рост, создавая иллюзию живого выступления. Зрелище дополнялось пышным световым и мультимедийным шоу, а на боковых видеопанелях демонстрировались крупные планы артистических аватаров. Живое звучание обеспечивали оркестры Гараняна и «Глобалис», расположенные по бокам цифровой сцены.
Аватар Высоцкого выступал не только как певец, но и как конферансье, представляя виртуальных двойников таких известных артистов, как Полина Гагарина, Леонид Агутин, Григорий Лепс и Сергей Безруков. В программе прозвучали знаковые хиты: Агутин исполнил «На Большом Каретном», Лепс вместе с Высоцким спел «Парус», а также сольно «Спасите наши души», Шнуров представил «Балладу о любви», а Безруков – «Вершину». В оригинальном исполнении Высоцкого прозвучали «Песня о Земле», «Дом хрустальный», «Мне каждый вечер зажигают свечи», «Человек за бортом», «Корабли постоят» и многие другие, хорошо знакомые миллионам слушателей песни. Для усиления эффекта после каждой композиции использовались заранее записанные аплодисменты. Полуторачасовое шоу завершилось, оставив после себя весьма противоречивые впечатления.
Безусловно, звучание большого оркестра в зале с превосходной акустикой всегда впечатляет. Так же, как и песни из золотого фонда отечественной эстрады в богатых аранжировках. Хотя хиты Высоцкого, возможно, более привычны в гитарном исполнении, нелепые цензурные ограничения не позволили барду при жизни провести ни одного концерта, где его песни прозвучали бы в полном инструментальном сопровождении, несмотря на то что многие из них явно заслуживали оркестрового звучания. Спустя десятилетия после его ухода, благодаря современным технологиям, это наконец стало возможным. Однако, как выяснилось, безупречное звучание – это лишь часть общей картины.
Неизбежное сравнение этого шоу с мировым прецедентом – ABBA Voyage, где аватары легендарного квартета исполняют свои хиты в специально построенном в Лондоне зале с уникальным экраном, создающим эффект полного присутствия, на данном этапе кажется преждевременным. Аватары участников ABBA получились поразительно достоверными, и публика, прекрасно осознавая цифровую природу происходящего, всё же получила весьма естественный концерт «омоложённых» поп-звёзд.
В российских реалиях, несмотря на отличную картинку на общем плане, крупные планы аватаров порой напоминали не самую виртуозную мультипликацию. И если воссоздание образа Высоцкого оправдано невозможностью увидеть барда живым, то слегка карикатурные двойники современных знаменитостей вызывали вопрос о целесообразности. Была ли это попытка добавить «звёздного лоска»? Если да, то эта логика, по всей видимости, подвела авторов проекта. В конце концов, оригинальное исполнение Высоцкого и даже самое роскошное кавер-шоу – это несколько разные жанры, особенно когда каверы исполняют мультипликационные Шнур и Лепс.
Вероятно, число концертов, где ушедшие музыкальные кумиры будут возвращаться с помощью технологий, будет только расти. И главная проблема здесь не в цинизме (для шоу-бизнеса это скорее надуманный упрёк), а в убедительности, с которой будет воссоздан мир музыкальных героев прошлого. К шоу группы «Кино», например, в этом отношении вопросов не возникает. Однако цифровое «пришествие» Высоцкого пока что скорее смущает, чем по-нанастоящему впечатляет.
«Кому они аплодируют?» — поинтересовался у соседа один из зрителей. «Оркестру, больше некому», — съязвил сосед.
