Экспозиция «Айвазовский, Верещагин, Нестеров, Поленов – выбор коллекционера» впервые представляет публике уникальные полотна.
Национальный музей музыки удивил посетителей необычной выставкой живописи, включающей произведения Айвазовского, Поленова, Нестерова и других выдающихся художников. Особенность экспозиции в том, что четыре из одиннадцати представленных полотен впервые доступны широкой публике. Эти произведения являются частью исключительной художественной коллекции знаменитого дирижера Большого театра Николая Голованова, известного своим безупречным вкусом.

Посещение Музея музыки всегда обещает сюрпризы, но новая выставка превзошла все ожидания. Хотя организаторы анонсировали показ четырех ранее не выставлявшихся полотен, истинные инновации экспозиции стали полной неожиданностью для гостей.
Основу выставки составляют 11 живописных полотен из собрания Николая Голованова — выдающегося советского дирижера, главного дирижера Большого театра, композитора и увлеченного коллекционера. Его утонченный художественный вкус очевиден при посещении его музея-квартиры в Брюсовом переулке. Однако настоящая сенсация этой экспозиции заключается в применении передовых технологий. На открытии выставки директор Музея музыки Михаил Брызгалов представил уникальный аудиогид, озвученный голосом самого Николая Голованова. Это стало возможным благодаря кропотливой работе сотрудников музея с использованием искусственного интеллекта, который воссоздал голос дирижера на основе сохранившихся аудиозаписей. Аудиогид получился выразительным и качественным, предлагая посетителям редкую возможность `прогуляться` по коллекции вместе с ее создателем.
Интерактивный опыт не ограничивается только аудиогидом. Организаторы выставки также `оживили` некоторые картины из экспозиции и собрания музея-квартиры Голованова. Анимация выполнена с большим уважением к замыслу художников, деликатно подчеркивая детали и избегая чрезмерных интерпретаций. Например, морские пейзажи Айвазовского, которые и без того кажутся живыми, дополнены легкой анимацией, создающей эффект движения волн. Особенно впечатляет `оживший` портрет самого Николая Голованова. Именно от этого портрета посетителям предлагается начать знакомство с экспозицией, чтобы через выбор картин раскрыть характер и личность выдающегося коллекционера.
Внимательно изучая портрет Голованова, можно заметить рядом с ним партитуру, испещренную заметками и указаниями. Это подчеркивает его педантичность и скрупулезность, качества, которые в полной мере проявлялись и в его коллекционерской деятельности.
Среди наиболее примечательных новинок — «Этюд. Летний пейзаж» Исаака Левитана, ранняя студенческая работа мастера, уже демонстрирующая его внимание к мельчайшим деталям, что перекликается с педантичностью самого Голованова. Для каждой картины в экспозиции подобрано соответствующее музыкальное произведение, доступное для прослушивания через QR-код. Так, атмосферу пейзажа Левитана дополняет Симфония №4 Петра Чайковского.
Среди других впервые представленных публике работ — этюд Абрама Архипова к полотну «В весенний праздник», «Насильственный постриг» Клавдия Лебедева и «Золотой телец» Виктора Васнецова.
Однако выставка примечательна не только новыми открытиями, но и демонстрацией редко экспонируемых произведений, раскрывающих неожиданные грани творчества известных художников. Особенно выделяется работа Василия Верещагина «Троицын день. Село Коломенское». В отличие от его привычных батальных полотен, здесь художник изображает сцену из мирной жизни, предположительно свою семью, воспевая красоту русской природы и архитектуры. Эта небольшая, но насыщенная деталями картина также отражает `головановский` подход к коллекционированию — внимание к нюансам и глубокому смыслу.