В Московском музее современного искусства представлена иммерсивная экспозиция
Московский музей современного искусства (ММОМА) на Гоголевском бульваре представил иммерсивную выставку Марии Архиповой под названием «Фрагментированная реальность». Экспозиция интригует сочетанием виртуальной реальности и компьютерных технологий, исследуя возможности совместного восстановления утраченных исторических фрагментов человеком и машиной, а также потенциальные ошибки этого процесса.

Автор статьи отправился на выставку с ощущением: «Ничего не понятно, но очень интересно». Признавая свою гуманитарную натуру и удаленность от современных технологий, он столкнулся с неожиданными трудностями: очки виртуальной реальности дважды отказывались работать. Лишь с третьей попытки удалось погрузиться в «параллельную вселенную».
Сама экспозиция компактна, что идеально для первого знакомства с набирающим популярность медиа-артом, поскольку осмысление увиденного требует времени.
Концепция выставки гласит: «технологии пересобирают разрозненные следы античности и предлагают собственную версию реальности». Это особенно увлекательно, поскольку машинный интеллект воспринимает мир и историю иначе, чем человек – безэмоционально. Описание подчеркивает: «фрагмент становится пикселем, ошибка — выразительным приемом». Подобно тому, как в литературе зевгма может быть как грубой ошибкой, так и стилистическим ходом, здесь сбои компьютерных систем приобретают художественное значение, вызывая не улыбку, а скорее некое беспокойство. В этих «поломках» при конструировании прошлого мы пытаемся отыскать смысл. Главный же посыл выставки звучит остро и актуально: «Любая реконструкция [истории] неизбежно субъективна, различается лишь тем, насколько честно мы признаем собственные догадки». Это поднимает вопросы о подмене фактов и искажении истории.
Экспликации на стенах написаны «машинным» языком, создавая в воображении металлический голос из футуристических фильмов. Например, одна из них гласит: «Вы находитесь внутри цифровой реконструкции. То, что вы видите, — не точное воспроизведение, а попытка машины вспомнить прошлое. Каждый объект в этом зале — это сбой в памяти, цифровой шум, визуальная ошибка, которая становится частью художественного замысла». Это создает жутковатое ощущение.
Экспонаты представлены в двойном формате: внизу под стеклом находится реальный артефакт, а над ним — экран, демонстрирующий его цифровую реконструкцию. Из пикселей с помощью 3D-визуализации формируется нечто похожее на целостное изображение, однако оно далеко от первоначальной реальности. Машина предлагает свою, в чем-то фантазийную, «экспликацию». Наиболее притягательным элементом в этом зале стали очки виртуальной реальности, к которым выстроилась очередь. Посетители погружаются в «цифровую археологию», оказываясь на древнеримской вилле на территории современной Великобритании, воссозданной виртуальными методами. Примечательно, что именно автору статьи очки дважды отказывали, и лишь на третий раз удалось «побродить» по пиксельным руинам.
Второй зал более доступен для понимания. Здесь выставлены фрагменты монументального искусства – красивые, восстановленные мозаики, но… с использованием микросхем. С первого взгляда не всегда ясно, в чем подвох. Именно в этом проявляется хрупкость истории, которая, подобно тонкому стеклу, легко трескается, и восстановить её «как было» зачастую невозможно. Вокруг нас множество подобных «сбоев», и часто они вызваны не машинами, а людьми. Самое ужасное, когда эти «баги» являются преднамеренными, а не случайными.
Интересно, что при попытке найти дополнительную информацию о художнице, все сайты с её данными «упали», в то время как остальные интернет-ресурсы работали исправно. Открыть их так и не удалось. Ещё одна машинная ошибка. Случайная ли?