На 84-м году жизни в США скончался всемирно известный театральный режиссер Роберт Уилсон.
Роберт Уилсон, один из самых значительных театральных режиссеров современности, скончался на 84-м году жизни в своем доме в Уотер-Милле, США. Его уход, произошедший в последний день июля, стал результатом скоротечной, но тяжелой болезни, о чем сообщается на официальном сайте режиссера. Несмотря на ухудшающееся здоровье, он продолжал активно работать до последних дней.
В России Роберт Уилсон оставил заметный след благодаря единственной постановке — «Сказкам Пушкина» в Театре Наций. Этот спектакль на протяжении десяти лет был одним из главных украшений московской афиши, а в первые дни после премьеры билеты на него продавались по баснословным ценам, что свидетельствовало об огромном ажиотаже.

Признанный как Боб Уилсон и живая икона авангардного театра, он был долгожданным гостем в Театре Наций, где его приезда ждали восемь лет. Репетиции «Сказок Пушкина» начались в его нью-йоркской резиденции. Процесс кастинга стал легендарным: множество российских актеров стремились попасть в его труппу, что привело к немалым разочарованиям среди именитых артистов, тогда как менее известные получили шанс проявить себя.
Актер Александр Новин, исполнивший несколько ролей в «Сказках Пушкина», вспоминал о работе с Уилсоном: «Он сразу обозначил: «Забудьте о психологическом театре». Уилсон не терпел излишней серьезности в игре актеров. Все, что создавал Уилсон – маски, сложный грим, особая манера речи – должно было быть гипертрофированным, далеким от естественности. Для него театр был искусством преувеличения. Во время репетиций он часто восклицал: «Большие глаза!», «Смотрите только вверх!», требуя специфической позы, стойки, положения рук и разворота тела к зрителю.»
Как рассказал Новин, до шестнадцати лет Уилсон страдал особенностями развития, схожими с аутизмом, как это показано в документальном фильме «Абсолютный Уилсон» Катарины Отто-Бернштейн. В 25-летнем возрасте он даже предпринял попытку самоубийства, сомневаясь в своем художественном призвании. Однако именно в театре он обрел себя. «Я безмерно благодарен, что он выбрал меня, – продолжал Новин. – На кастинг приходили бесчисленные известные артисты, но читать ничего не требовалось. Уилсон давал абсурдные задания: «Вы – мышонок, мечтающий стать диктатором», или «Вы – Гитлер с голосом трехлетнего ребенка». Мы все перевоплощались в самых неожиданных персонажей – от мышей до медвежат».
Ольга Лапшина, также вошедшая в число избранных, делилась воспоминаниями о начале совместной работы с режиссером: «Я спешила на поезд, времени было в обрез, и нужно было действовать точно. У меня была твердая уверенность, что я должна работать с Уилсоном. Он предлагал необычные задания. Наталья Павленкова читала текст, подражая утке, а мне было поручено держаться как настоящая звезда. Затем я исполнила что-то зимнее, в соответствии со временем года. Уже в поезде я получила радостную весть о прохождении кастинга».

Роберт Уилсон ранее посещал Москву с одним из своих нашумевших спектаклей, билеты на который было почти невозможно достать. Представление проходило на сцене МХТ им. Чехова. Именно тогда автор этих строк встретил Эймунтаса Някрошюса, который, имея лишь один билет на двоих с женой, художницей Надеждой Гультяевой, делил просмотр: он смотрел первый акт, а она – второй. Для Москвы это стало грандиозным событием, ведь ничего сравнимого по визуальной мощи зрители до того момента не видели.
Роберт Уилсон был истинным гением, создавшим свой уникальный мир и отличавшимся выдающимся визуальным мышлением, равных которому, возможно, еще долго не появится. Он ценил тишину, давая возможность зрителю ощутить ее. Режиссеру не требовалось много слов; он мог вовсе отказаться от них или использовать звуковые эффекты для передачи глубокого смысла.
В его работе преобладала пластика тела над словесным выражением. Он виртуозно обращался с пространством, создавая на сцене нечто большее, чем просто «движущиеся картины». Уилсон был мастером света; его мизансцены часто напоминали скульптурные композиции. Коллеги утверждали, что он мог превратить обыденное в нечто драгоценное при помощи световых решений. Он, безусловно, был главным сюрреалистом современного театра.
В многочисленных спектаклях Уилсона, включая московские «Сказки Пушкина» и знаменитую «Трехгрошовую оперу» в Берлине (за которой специально ездили многие россияне), актеры выступали с набеленными лицами, а их движения и мимика были нарочито утрированы. В его творчестве прослеживались влияния китайской оперы и японского театра Кабуки. Он также глубоко изучал идеи Александра Родченко и Всеволода Мейерхольда. Уилсон обладал не только колоссальным талантом, но и обширными знаниями, несмотря на отсутствие формального театрального образования.
Будущий режиссер родился в маленьком техасском городке Уэйко. В юности у него наблюдались особенности развития, схожие с аутизмом, как это показано в документальном фильме «Абсолютный Уилсон» Катарины Отто-Бернштейн. Занятия танцами, которым он посвятил себя, помогли ему преодолеть недуг, во многом благодаря поддержке его преподавательницы.
Уилсон получил образование в области искусства в Техасском университете (Остин) и архитектуры в Институте Пратта (Бруклин), после чего основал в Нью-Йорке собственную театральную труппу «Школа птиц Берда Хоффмана». Его биография полна необычных фактов, например, в 1972 году он провел месяц в греческой тюрьме.
Среди его выдающихся коллабораций – работа с композитором Филиппом Глассом, результатом которой стала опера «Эйнштейн на пляже» (1976). Его постановки, такие как «Последняя лента Крэппа», «Войцек» и «Одиссея», кардинально изменили театральный мир. Уилсон работал по всему миру, от Ирана и Копенгагена до Нью-Йорка, Мюнхена, Парижа, Берлина, Гамбурга, Зальцбурга и Праги.
В год столетия со дня смерти Генрика Ибсена автору посчастливилось увидеть постановку Уилсона «Пер Гюнт» в Осло. Несмотря на то что тогда появилось множество необычных интерпретаций этой пьесы, включая постановки прямо во фьорде, именно Уилсону доверили этот национальный шедевр. Его версия превзошла все ожидания, а актриса, исполнившая роль Сольвейг, мгновенно приобрела звездный статус, окрыленная счастьем работы с мастером.

Роберт Уилсон также активно экспериментировал в смежных областях искусства. Его графические произведения и скульптуры экспонировались по всему миру, а в 1993 году на Венецианской биеннале он был удостоен «Золотого льва» за свою скульптуру. Во время репетиций «Сказок Пушкина» в Театре Наций в 2015 году, его карандашные зарисовки – целый альбом – буквально переходили из рук в руки, служа основой для создания пластических образов.
Среди его многогранного творчества – видеопортреты, в которых он мог «оживить» ушедшего Александра Родченко или представить своих знаменитых современников, таких как Михаил Барышников (с которым в 2013 году он поставил «Старух» Хармса), Изабель Юппер (участвовавшая в его лозаннских постановках начала 1990-х), Брэд Питт и многие другие.
Близкие Роберта Уилсона объявили о планах проведения серии памятных мероприятий и показов его работ в ближайшем будущем.