Ушел из жизни Борис Юхананов: взгляд на его творческий путь

Новости шоу-бизнеса » Ушел из жизни Борис Юхананов: взгляд на его творческий путь

Его путь всегда отличался от общепринятых норм и коммерческих расчетов.

Он всегда был в стороне от стандартов, спекуляций
Фото: Геннадий Черкасов

Скончался Борис Юхананов, выдающаяся фигура современного театра, чье имя, возможно, не было широко известно массовой публике, но чье влияние как худрука «Электротеатра Станиславский» было огромным. Он был истинным лидером, чуждым медийной шумихе и коммерциализации, уникальным явлением в современном искусстве.

Москвич по рождению, Юхананов мечтал о карьере актера. Его попытка поступить в ГИТИС к Олегу Табакову не увенчалась успехом: Табаков, заметив его яркую внешность, в шутку отнесся к нему как к «испанцу», не нуждающемуся в их труппе. Однако, как показало время, это стало началом уникального творческого пути Юхананова.

Не добившись актерской карьеры в Москве, Борис отправился в Воронеж, поступив в Институт искусств. Именно там начался его тернистый, но всегда оригинальный и захватывающий творческий путь.

Художник Юрий Хариков, долгие годы сотрудничавший с Юханановым, вспоминает их необычное знакомство в Воронеже: «Я увидел его ноги, торчащие из кладовки, где он спал после ночной репетиции». Их настоящее творческое содружество началось позже, на московском фестивале Славы Полунина «Корабль дураков», после чего их пути пересекались в Санкт-Петербурге и Москве.

Обучаясь у таких мастеров режиссуры, как Анатолий Эфрос и Анатолий Васильев, Юхананов всегда мыслил за пределами устоявшихся рамок. Он был пионером многих идей, не стремясь к их патентованию. В конце 1980-х он основал первый в СССР независимый «Театр-театр» и стал родоначальником видеоискусства в стране, создав первые главы видеоромана «Сумасшедший принц» в рамках «Всемирного театра видео».

Задолго до того, как инклюзивность стала трендом в искусстве, Юхананов реализовал проект «Дауны комментируют мир». Он вовлек людей с синдромом Дауна в своеобразную игру «Поход за золотыми птицами», подарив им радость творчества, а зрителям – уникальный взгляд на мир глазами других людей.

В Ленинграде он стал сооснователем Свободного университета вместе с Сергеем Курёхиным и братьями Грошевскими, где создал свою знаменитую МИР — Мастерскую индивидуальной режиссуры. Эти «МИРы» Юхананова стали пристанищем для многих поколений творцов, искавших новые пути и выражения в искусстве, и некоторым действительно удалось их найти.

В начале 1990-х, в партнерстве с Юрием Хариковым, Юхананов основал «Санкт-Петербургский маленький балет», где были поставлены два балета. Вернувшись в Москву, он набрал два курса в ГИТИСе, стремясь преодолеть барьеры между академическим и артхаусным, коммерческим и независимым искусством. В отличие от многих коллег, которые использовали эти различия для личной выгоды, Юхананов искал способы объединить их для общего блага.

Юхананов был не просто талантливым режиссером, но и подлинным художественным лидером, поскольку всегда оставался в стороне от политических и общественных веяний. Лишь в начале 90-х он поставил эссе Троцкого о Ленине с участием авангардистов, после чего полностью погрузился в исследование «внечеловеческого» через новомистериальные проекты, такие как «Сад». Хотя отправной точкой был чеховский «Вишневый сад», Юхананов создавал собственные мифы, опираясь на глубокие знания и обширное образование.

Названия его проектов, таких как «Золотой осел», «Орфические игры. Панк-макроме», «Архивирование будущего», «Дневник театра», сами по себе свидетельствуют о его уникальном подходе. Эти работы, в которые он с энтузиазмом вовлекал студентов и молодых артистов, всегда были далеки от мейнстрима, стирали границы традиционного театра, свободно смешивая жанры. Юхананов ценил новую академическую музыку и активно открывал новые таланты.

Фантазия Юхананова была поистине вневременной, черпающей вдохновение не из земной реальности, а из миров, где обитали ангелы. Эти ангелы в его работах порой обретали несвойственные им черты или, спускаясь на землю, теряли свою небесную легкость, сталкиваясь с человеческими деяниями. Возможно, именно об этом его последний спектакль «Пик Ник или Сказки Старого ворона», который шел три вечера подряд.

Для Юхананова продолжительность была мерой таланта, что он демонстративно показывал в своих постановках, идя наперекор устоявшимся нормам. Этот новаторский подход привел его в Драматический театр имени Станиславского, который под его руководством превратился в «Электротеатр». Юхананов понимал, что истинное обновление театра — это не косметический ремонт, а поиск новых смыслов и создание принципиально нового репертуара. Так, его первой постановкой в обновленном театре стала «Синяя птица» — масштабный триптих, который игрался три вечера подряд, даже несмотря на сокращение количества зрительских мест.

Юрий Хариков вспоминает, что при приходе в «Электротеатр» у Юхананова была четкая программа. Он видел, что для налаживания контакта с труппой, пережившей множество перемен, необходим особенный материал. Этим материалом стала именно «Синяя птица».

Это была не просто адаптация «Синей птицы» Метерлинка, призванная конкурировать с классической мхатовской постановкой. Юхананов создал грандиозную фантазию, включающую советскую реальность, историю самого Театра Станиславского и, главное, надежду на возрождение. Его «Синяя птица» стала гармоничным произведением, где каждая деталь была важна, а центральной темой стала история любви Алексея Коренева и его супруги, охватывающая весь мир. Именно с этой постановки началась новая эра «Электротеатра Станиславский» — площадки на Тверской, известной своей экспериментальной, глубокой и смелой направленностью, открытой для всех, кто мыслит нестандартно, будь то на большой сцене, в малом зале для дебютантов или даже во внутреннем дворике.

Этот творческий путь продолжался до конца июля, когда «Электротеатр» завершил сезон. В это время Борис Юхананов находился в больнице, проходя лечение после операции на сердце. Теперь театр остался без своего выдающегося лидера, который, как сказано в статье, «ушел в свои ангелические сады».

Автор: Марина Райкина
Борис Рогачёв

Борис Рогачёв — журналист из Ярославля с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на культурных событиях и новостях общества. Начинал карьеру в локальных изданиях, затем работал внештатным автором в федеральных СМИ.