Его отличали искренность и простота: он никогда не притворялся и жил честно.
14 июля из жизни ушел Александр Митта – выдающийся кинорежиссер и человек необыкновенной души. Он подарил миру такие знаковые фильмы, как «Друг мой Колька», «Звонят, откройте дверь» (отмеченный на Венецианском кинофестивале), «Гори, гори, моя звезда», «Как царь Петр Арапа женил», «Сказка странствий», «Граница. Таежный роман» и «Экипаж». В общей сложности его фильмография насчитывает 16 работ. Митта считается одним из пионеров отечественного коммерческого кинематографа, а также был сокурсником Андрея Тарковского и Василия Шукшина.
Режиссер Александр Митта (слева) на съемочной площадке.
28 марта Александру Наумовичу исполнилось 92 года. Несмотря на периодические сообщения о его госпитализации, сын режиссера, Евгений Митта, всегда уверял, что отец находится дома и успешно восстанавливается. Даже в преклонном возрасте Александр Наумович продолжал творческую деятельность: совместно с сыном он создал сценическую адаптацию фильма «Сказка странствий» для петербургского театра «Карамболь». Он неизменно проявлял живой интерес ко всему, что происходило в мире и искусстве.
Родился Александр Митта в Москве 28 марта 1933 года. Свое образование он начал в Московском инженерно-строительном институте, где среди прочего посещал лекции Константина Мельникова, одного из основоположников авангардной архитектуры в СССР. Как рассказал сын режиссера, Евгений Митта, выбор этой профессии был неслучаен: «Отец поступил в строительный институт, так как в сталинские времена существовала реальная угроза ареста. Его мать провела десять лет на Колыме, многие родственники были расстреляны или репрессированы. Поэтому родные посоветовали ему освоить профессию строителя, чтобы не пропасть в условиях лагеря».
Александр и Евгений Митта.
Позже Александр Митта поступил во ВГИК на курс Александра Довженко, где среди его сокурсников был Отар Иоселиани. Однако, чувствуя себя слишком взрослым среди более молодых студентов, он спустя два месяца перешел в мастерскую Михаила Ромма. Именно там он учился вместе с такими будущими гигантами кинематографа, как Андрей Тарковский и Василий Шукшин.
Фильм «Экипаж» стал кассовым лидером советского проката в 1980 году. В новую эпоху Митта был одним из первых, кто без предубеждений взялся за съемки сериалов, тогда еще не слишком ценившихся в кинематографической среде. При этом такие его работы, как «Звонят, откройте дверь!», «Гори, гори моя звезда» и «Затерянный в Сибири», не были рассчитаны на массовую аудиторию. В то же время «Экипаж» и «Граница. Таежный роман» пользовались огромным зрительским успехом. Так, «Экипаж» был продан примерно в 92 страны и собрал аудиторию в 70–80 миллионов зрителей. В одном из интервью Александр Наумович отмечал: «Мои фильмы четко разделяются. Я не противопоставляю массовое и авторское кино, хотя и осознаю ограничения, которые накладывает зрительский успех, и перспективы, открывающиеся при акценте на самовыражении. Без притока зрителей кино не выживет. Мы должны приложить все усилия, чтобы люди приходили в кинозалы. Важно, чтобы, придя в кино, человек понял для себя что-то значимое о жизни».
«Затерянный в Сибири» был снят в сотрудничестве с Великобританией. В другой его работе, советско-японской ленте «Москва, любовь моя», приняли участие японская звезда Комаки Курихара и советский артист Олег Видов.
На съемках фильма «Сказка странствий».
Александр Митта обладал исключительным педагогическим талантом. Он преподавал в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров, вел собственные курсы, а также десять лет работал в Гамбурге. Молодые кинематографисты стремились попасть к нему, поскольку у него они получали ценные практические знания. Примечательно, что Митта ориентировался на голливудские методы, что в то время не одобрялось. «Я учу чистой технологии, никаких воспоминаний, не говорю про высокое искусство, — объяснял Александр Митта. — Ребятам просто не хватает ремесла, чтобы воплотить свои идеи».
Венцом его блистательной карьеры стал фильм «Шагал–Малевич». Режиссер сам принял решение завершить свой путь, хотя силы еще были. Возраст, безусловно, сказывался. «Я подступался к образу Шагала еще 45 лет назад в фильме «Гори, гори, моя звезда», — вспоминал Митта в интервью. — Тогда художника сыграл Олег Ефремов, хотя изначально роль предназначалась Юрию Никулину, но тот застрял с цирком в Австралии».
У Александра Митты был замысел снять фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», и проект находился в разработке. Владимир Высоцкий был частым гостем в их доме. Жена режиссера, Лилия Майорова, работала художником-конструктором детских книг и славилась своими кулинарными способностями: о том, как она запекала баранью ногу с чесноком, ходили настоящие легенды. Их скромная квартира была местом притяжения для всего артистического бомонда, включая Высоцкого.
Изначально Митта видел в роли Высоцкого его сына, Никиту, но тот отказался играть отца, и режиссер оставил эту идею. Еще одной несбывшейся мечтой Александра Наумовича стала постановка «Вишневого сада» с Шарлоттой Рэмплинг в роли Раневской. У него всегда было множество идей, которые он постоянно генерировал. В запасе хранился десяток сценариев, готовых к реализации в любой момент. Митта никогда не стремился к высоким постам и не был членом партии, предпочитая держать дистанцию и сосредоточиться на своем творчестве.
Владик занят шашлыками и мушкетерами. Кадр из фильма «Июльский дождь».
Сергей Соловьев, который ушел из жизни раньше своего друга, однажды отметил в интервью: «Сила Саши в его абсолютной естественности. Он жил просто: коротко и ясно выражал свои мысли, так же коротко и ясно обо всем размышлял. Если становилось скучно, мог задремать даже в присутствии других, а потом проснуться как ни в чем не бывало. Он никогда не пытался изображать из себя «кинорежиссера Митту», оставаясь простым, необыкновенно живым и молодым душой человеком. При этом он был превосходным режиссером, чья сила также заключалась в его искренности и отсутствии притворства».