Уцелевшая графика Ивана Клюна впервые представлена публике

Новости шоу-бизнеса » Уцелевшая графика Ивана Клюна впервые представлена публике

Выставка «Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника» открылась в ММОМА

Иван Клюн, художник-авангардист, знал как удачу, так и забвение. Он был дружен с Малевичем, его работы вошли в Третьяковку, следуя трендам начала XX века. Однако многие его ранние произведения погибли в пожаре, а сам художник после смерти был незаслуженно забыт. Теперь Московский музей современного искусства восстанавливает эту историческую несправедливость, представляя его наследие.

Выставка «Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника» открылась в ММОМА
Фото: Наталия Губернаторова

После смерти Светланы Соловейчик, наследницы Ивана Клюна, в 2021 году, хранившаяся у нее коллекция работ художника стала доступна. Часть произведений Клюна находится в Салониках (куплены коллекционером Георгием Костаки), часть — у других коллекционеров, некоторые — в Третьяковке. Однако многие работы долгие годы оставались неизвестными и не выставлялись. Единственная ретроспектива проходила ранее в Греции. Сегодня, когда авангард вновь активно исследуется, пришло время представить наследие Ивана Клюна и на его родине.

Посетитель, незнакомый с творчеством Клюна, может удивиться разнообразию представленных работ — экспозиция весьма эклектична. Выставка не является полной ретроспективой; напротив, она подчеркивает контрасты в его творчестве. Клюн известен как авангардист, отказавшийся от изображения натуры, но экспозиция демонстрирует и его многочисленные реалистические работы — лирические пейзажи и портреты, к которым он обращался на разных этапах жизни. Экспозиция построена на сопоставлении этих направлений. Интересно, что живопись, графика, супрематизм и реализм в творчестве художника не противоречили друг другу, а служили инструментом для исследования цвета и формы, что глубоко интересовало его не только как практика, но и как теоретика искусства.

Особую ценность представляют чудом уцелевшие ранние графические работы. В 1912 году случился пожар в квартире художника, уничтоживший почти всю его раннюю графику. Поэтому представленные на выставке произведения — это не только неизвестный аспект творчества Клюна (его натурные работы), но и буквально «восставшие из пепла» произведения. Оказывается, не только рукописи не горят, но и некоторая графика.

Фото: Наталия Губернаторова

Стены выставочного пространства оформлены с цветовыми акцентами. Один из них — большая красная сфера, выросшая из маленькой «Супрематической композиции с красным кругом», символизирующая Клюна-авангардиста. В другом конце зала ей «рифмуется» синяя сфера, рядом с которой размещен фотографический портрет художника.

Поскольку значительная часть представленного материала недавно стала доступна исследователям, многое еще требует изучения. Это придает экспозиции дополнительный интерес: зрители могут свободно интерпретировать увиденное, не ограничиваясь устоявшимися научными оценками. Уже на входе ощущается этот контраст: живописный «Натюрморт с лимонами в вазе» в стиле Матисса соседствует с ранней графической серией. Интересно, что на обороте холста с натюрмортом есть другая работа — «Натюрморт с гитарой и красной вазой», но ее не показывают из-за разной ориентации полотна. Однако даже в «Лимонах» видно увлечение Клюна цветом. А рядом, как уже упоминалось, — та самая графическая серия, уцелевшая после пожара.

Другую грань творчества демонстрирует реалистическая живопись разных периодов, включая уютные, домашние графические работы 1920-х годов: пейзажи («Звенигород», «Большие горки. Цветы в вазе») и целая крымская серия, выделенная в отдельный раздел. Особняком стоит одна из немногих представленных живописных работ — «Прогулка». Предполагается, что на этом трогательном пейзаже художник изобразил свою жену с дочерью во время отдыха в лесу.

Единственное произведение, не принадлежащее кисти Клюна, — «Автопортрет» Казимира Малевича. Его присутствие необходимо, поскольку Клюн и Малевич были очень дружны, о чем свидетельствует их переписка, фрагменты которой также представлены на выставке. Эта переписка раскрывает Клюна еще и как поэта — он посылал Малевичу стихи в футуристическом стиле. Впрочем, в его литературном наследии есть и менее авангардные поэтические произведения; строки из них украшают стены экспозиции.

Финал экспозиции производит сильное впечатление. После погружения в авангардизм, лирические пейзажи и натюрморты, зритель вдруг видит трогательную серию карандашных и акварельных портретов близких Клюну людей: его отца, матери, жены, дочерей и зятя.

Борис Рогачёв

Борис Рогачёв — журналист из Ярославля с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на культурных событиях и новостях общества. Начинал карьеру в локальных изданиях, затем работал внештатным автором в федеральных СМИ.