Масштабная ретроспектива работ художника представлена на Кадашевской набережной
В Третьяковской галерее на Кадашевской набережной открылась новая масштабная экспозиция, посвященная творчеству Александра Дейнеки. Всего полторы недели назад в том же здании завершилась выставка его современника Ильи Машкова, и вот уже посетителей ждет подробное знакомство с другим выдающимся мастером. Экспозиция всесторонне представляет Дейнеку — не только как известного живописца и графика, но и как театрального художника, мастера плаката и даже дизайнера. Выставка позволяет увидеть как хрестоматийные, так и малоизвестные его работы.

В Москве, где нынешнее лето не балует ни теплом, ни солнцем, открылась экспозиция, способная восполнить недостаток ярких красок — выставка «Александр Дейнека. Гимн жизни». Здесь собрано более двухсот работ художника из собраний Третьяковской галереи и Курской областной картинной галереи, носящей имя мастера.
Многие знают Дейнеку по знаменитым плакатам и плафонам станции метро «Маяковская». Однако на этой выставке представлены не только они (хотя знакомые парашютисты с «Маяковки» тоже есть). Экспозиция акцентирует внимание на других сторонах его таланта: графических работах для театра и детских журналов, динамичных изображениях спортсменов, элегантных женских образах, зарисовках повседневной жизни и даже дизайнерских проектах. Кураторы подчеркивают безграничное жизнелюбие художника и его умение находить радость в каждом моменте. Выставка получилась светлой, позитивной, наполненной ритмом и заряжающей энергией.
Дейнека: Театр и искусство оформления
В Харьковском художественном училище будущий мастер проучился всего год — занятия прервались в феврале 1917 года. Затем последовала череда разнообразных занятий: работа фотографом в уголовном розыске, преподавание рисования в женской гимназии, оформление агитпоездов. Примерно в этот период он принял участие в конкурсе эскизов театральных декораций для Курского драматического театра, положив начало своему сотрудничеству с театральной сценой. На выставке можно увидеть его эскизы костюмов (образ Черта получился весьма выразительным!) и декораций. Оформляя постановки в Курске, Дейнека не ограничивался лишь ремеслом, а активно экспериментировал. Как он сам писал, «Насаждаю на курских ухабах ярый кубизм». В этих декорациях, намеренно выполненных в стилистике кубизма, чувствуется ироничное отношение художника к модным тогда «-измам», контрастирующим с провинциальной атмосферой.

Дейнека: Динамика спорта
Раздел, посвященный спорту, неизбежно вдохновляет задуматься о физической форме и красоте тела. Сколько же жизни, энергии и полета в образах спортсменов, созданных Дейнекой! Безусловный шедевр этого зала — картина «Футболист». Здесь же представлены и скульптурные работы мастера, демонстрирующие его умение работать не только с краской, но и с медью, придавая своим героям динамику даже в статичных формах скульптуры.

Дейнека: Город и его образы (утраченные и сохраненные)
Творчество Дейнеки не только о спорте, но и о Москве. Картина «Эстафета» кажется на первый взгляд изображением красоты спортсменов, движения, наполненного жизнью, и солнца, освещающего путь бегунов. Но эта работа также является портретом столицы, меняющей свой архитектурный облик — городской фон здесь не менее значим, чем фигуры атлетов.
«Переход лыжниц-буряток от Улан-Удэ до Москвы» — это эскиз плафона, предназначенного для павильона «Дальний Восток» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Изначально тема казалась художнику простой, но убедительный образ получился не сразу. Однако мастер был увлечен образом пяти бурятских комсомолок-спортсменок, преодолевших 6065 км на лыжах за 95 дней. Художнику удалось передать динамику их движения через композицию. К сожалению, у самой росписи трагическая история: после войны павильон «Дальний Восток» был перестроен, и работа оказалась утрачена. Сегодня эскиз — единственная возможность увидеть этот сюжет. Схожая судьба постигла фреску «Танец», для которой Дейнека создал эскиз для декорации Звукового кинотеатра в Парке культуры в Москве. Фреска была выполнена, но в 1942 году здание было разрушено бомбой, и работа погибла.

Дейнека: Домашний уют и родные места
После ярких театральных эскизов и солнечных спортивных образов посетителя ждет встреча с другим Дейнекой — теплым, домашним, уютным и любящим. Здесь нет целеустремленных атлетов, вместо них — сцены семейной жизни: «Мать и сестра» на ступенях их дома в Курске, знакомые с детства пейзажи, наполненные лиричностью.
Дейнека: Мир детства
Этот раздел включает как трогательные бытовые сюжеты, например, «Спящий ребенок с васильками», где малыш уснул днем рядом с душистым букетом ярких цветов, так и эскизы для детских книг (к примеру, для книжки Б. Уральского «Электромонтер») и иллюстрации для детских изданий. Среди них выделяется «Девочка у окна», иллюстрация к книге Н. Асеева «Кутерьма». В этой работе представлен необычный для Дейнеки образ. Его героиня — не спортсменка, не работница, не натурщица (которых много на выставке), а просто маленькая девочка. Мы даже не знаем, пионерка ли она… Просто девочка, погруженная в созерцание темноты и замершей жизни, которая остановилась в городе из-за отключения электричества по сюжету произведения.

Дейнека: Человек труда и человек в испытании
Поэтому образ простой девочки так удивляет, ведь чаще героями мастера становятся люди труда: строительница (какая сила и красота в этой женщине, да еще и в «мужской» профессии!), доярка, сталевар, инженер — ударно работающие люди, своим трудом строящие благо новой страны Советов. Но тут же представлен и разительный контраст — работа «В оккупации» 1944 года. В ней нет ничего из того, что обычно любит художник — ни проработанного пейзажного фона, ни динамичного движения, ни ощущения свободы. Здесь — другое: гнетущее чувство тесноты в толпе и, главное, выразительные лица людей. Скорбь, страдание, отчаяние, боль, обреченность, но также мужество, стойкость, борьба и надежда…
Дейнека: Восхищение красотой мира
Мастер был искренне влюблен в людей и в красоту окружающего мира — это становится очевидным. Завершающие разделы экспозиции посвящены именно этому восхищению — прекрасными в своей естественности женщинами, вдохновляющими натурщицами, простыми цветами в вазе, красотой городов, где довелось побывать художнику: Парижа, Вашингтона, Рима. Дейнека также приложил руку к «украшению повседневной жизни» через дизайн. Раздел небольшой, но сам факт его существования важен. Как метко заметила одна из посетительниц: «О, и даже дизайнером был! Ну!»