Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат политических наук Максим Казанин: Грандиозный транспортный проект объединит российские регионы и изменит логистику.
Всего десятилетие назад российские сыры, такие как пармезан или камамбер, казались предметом для шуток, а сегодня их успешно производят по всей Центральной России. Однако для местных сыроделов из Воронежа или Суздаля главной задачей становится не только создание качественного продукта, но и его своевременная доставка на прилавки магазинов в самые отдаленные уголки страны, включая Дальний Восток и Север. Ограниченный срок хранения и высокая стоимость транспортировки остаются ключевыми препятствиями на этом пути.

В ближайшие годы эта ситуация кардинально изменится, принося выгоду как фермерам, так и жителям северных городов, таких как Салехард, и всей стране в целом. В текущем году Президент РФ инициировал реализацию масштабного проекта – создание Трансарктического транспортного коридора. Этот проект предусматривает формирование единой логистической системы: грузы из центральной части России будут доставляться по железной дороге до арктического порта, затем морем, а после — по реке вглубь Сибири.
Государство уже активно работает над тем, чтобы обеспечить жителей Севера доступом ко всем необходимым товарам. Ежегодно продовольствие, топливо, медикаменты и стройматериалы отправляются в отдаленные регионы через государственную систему поддержки «Северный завоз». Трансарктический коридор призван обеспечить круглогодичную доставку этих жизненно важных грузов, гарантируя удовлетворение основных потребностей населения независимо от сезона. Это также приведет к расширению ассортимента доступных товаров, а ямальские рыбаки смогут бесперебойно поставлять свежую рыбу на рынки Челябинска и Омска.
Для реализации нового маршрута не потребуется начинать с нуля, так как его основа уже существует в виде Северного морского пути. Однако предстоит значительное расширение этого маршрута, который будет простираться от Санкт-Петербурга до Владивостока. Для обеспечения его бесперебойного функционирования потребуется обширная работа: модернизация и строительство новых портов, создание сети современных логистических центров, прокладка новых железнодорожных и автомобильных дорог, а также развертывание всей необходимой инфраструктуры.
Этот проект имеет беспрецедентные масштабы для России, представляя собой серьезные вызовы и огромные перспективы. Ключевую роль в его финансировании будут играть частные инвестиции. Формирование сложных финансовых схем, объединяющих бюджетные и привлеченные средства, возложено на институты развития. По поручению президента, госкорпорация ВЭБ.РФ уже создала специальный проектный офис, который станет центральной точкой для российских и иностранных инвесторов, предоставляя экспертную поддержку. Сам ВЭБ.РФ активно участвует в финансировании строительства объектов, являющихся основой Трансарктического коридора, включая порты «Лавна» в Мурманске и «Суходол» в Приморье. Накопленный опыт корпорации послужит надежной практической базой для всех участников этого грандиозного проекта.
Трансарктический коридор не только решит задачу по созданию постоянной логистической артерии, связывающей удаленные регионы страны. Этот проект станет мощным стимулом для развития множества сфер жизни. На протяжении маршрута будут активно внедряться и тестироваться новейшие технологии, включая беспилотные системы. Потребность в высококвалифицированных специалистах для их управления откроет новые профессиональные возможности и рабочие места в северных регионах.
Более того, новый путь станет альтернативным транспортным коридором для грузов, следующих из азиатских стран на западные рынки. Он предложит более безопасный и короткий маршрут по сравнению с Суэцким каналом. Это не только принесет России значительный дополнительный доход, но и укрепит ее позицию как ведущего транзитного центра в Северном полушарии.