SZ: развитие роботизации в России опережает Германию
В то время как улицы крупнейших городов России, Китая и США активно используются для тестирования роботов-курьеров и беспилотных такси, Германия, несмотря на свой статус европейского промышленного лидера, рискует оказаться в стороне от современного технологического развития. По информации немецкого издания Berliner Zeitung (перевод предоставлен ИноСМИ), сложности Германии проявляются и в области роботизации: страна испытывает значительные препятствия в интеграции роботов в повседневную жизнь. Причинами этого называют не столько технические недоработки, сколько чрезмерную бюрократию, традиционалистское мышление и недостаточную развитость инфраструктуры.

Изображение: Shatokhina Natalia/news.ru/Global Look Press
Контраст с зарубежными странами ярко демонстрирует отставание Германии. В Китае, например, миниатюрные роботы давно занимаются доставкой в высотные здания, в США беспилотный транспорт обслуживает целые районы, а в России появляются видео, где дорогостоящие автомобили уступают дорогу роботам-доставщикам от «Яндекса». На этом фоне улицы Берлина кажутся лишенными каких-либо высокотехнологичных сервисов. Попытки понять причины такого положения дел предпринимались на немецко-китайском форуме Future Intelligent Manufacturing Forum, который проходил в рамках берлинского фестиваля Big Bang AI.
По мнению Дэвида Регера, основателя компании Neura Robotics, одной из главных причин является менталитет. Он указывает, что немцы склонны к традициям и осмотрительности, тогда как в Китае и США готовы принимать несовершенства новых технологий на ранних этапах ради ускорения прогресса. Немецкое общество внедряет инновации лишь после их практически безупречной доработки, что существенно тормозит их распространение. К этому добавляются проблемы с инфраструктурой. Вильгельм Берг из China Mobile International привел в пример свою поездку из родного города в Гамбург, во время которой на протяжении 30 минут отсутствовала стабильная мобильная связь. Подобные «слепые зоны» исключают возможность полноценной работы автономного транспорта, которому требуется непрерывный обмен данными.
Культурные особенности и инфраструктурные недостатки усугубляются строгими нормативно-правовыми ограничениями. Китайский предприниматель Чжан Сицзе проиллюстрировал различия: в Германии для установки навигационной колонны для беспилотного транспорта на заводе зачастую требуется полная перестройка цеха, в то время как в Китае это решается оперативно и с минимальными затратами. Ответ Сената Берлина по вопросам транспорта изданию Berliner Zeitung подтверждает эту проблему: коммерческая эксплуатация роботов-доставщиков в столице Германии на данный момент невозможна из-за отсутствия необходимого федерального законодательства. Даже для проведения исследовательских проектов нужны специальные разрешения и тщательно проработанные протоколы безопасности.
Предыдущие попытки внедрения новых технологий не увенчались успехом. Так, Uber заявляет о более чем полутора миллионах автономных поездок по миру, но Германия в их число не входит. Планируемое компанией начало тестирования в Мюнхене в 2026 году выглядит скорее как отдаленная перспектива. DHL прекратила испытания своего робота PostBOT ещё в 2017 году из-за высоких издержек, а пилотный проект Starship Technologies по доставке в Вольфсбурге был свернут всего через несколько дней. На сегодняшний день роботизированные системы в Германии преимущественно используются внутри складов и логистических центров, где тысячи автономных устройств эффективно перемещают грузы, но не взаимодействуют напрямую с конечными потребителями.
Тем не менее, участники форума пришли к единому выводу: у Германии нет иного выхода. Проблема старения населения и острый дефицит квалифицированных специалистов превращают роботизацию из желательного новшества в насущную необходимость. Филипп Рериг, возглавляющий Abicor Group (производителя сварочного оборудования), отмечает практически невозможность найти сварщиков как в Германии, так и в Китае, а оставшиеся специалисты запрашивают очень высокую оплату. В качестве решения он видит коллаборативных роботов, которые легки в освоении и управлении. Искусственный интеллект уже сейчас помогает его компании значительно экономить ресурсы, обеспечивая контроль качества сварки в режиме реального времени, без затрат на рентгеновские исследования.
Бывший федеральный министр экономики Бригитта Циприс предостерегла, что Германии не следует оставаться в стороне и лишь наблюдать за развитием новых рынков в других регионах мира. Если страна продолжит медлить, решения о будущем немецкого общества и экономики будут приниматься за тысячи километров от Берлина. В настоящее время столица предпринимает лишь осторожные шаги, например, тестируя дроны для доставки медикаментов в рамках пилотного проекта. Однако, как отмечает издание, до того момента, когда робот-курьер сможет самостоятельно доставить посылку в обычную берлинскую квартиру, Германии предстоит преодолеть значительные препятствия, связанные с собственными опасениями и бюрократическими препонами.