Госаудиторы проанализировали расходы обязательного медицинского страхования
Счетная палата (СП) призвала Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) провести внеплановые проверки территориальных отделений для устранения ошибок в учете застрахованных. Аудиторы выявили, что некоторые филиалы искусственно завышали количество застрахованных лиц, чтобы увеличить региональное финансирование. Также были обнаружены проблемы с неэффективными расходами ФОМС на содержание ряда территориальных подразделений, которые, по мнению СП, могут быть избыточными.
Несовершенство персонифицированного учета в системе ОМС ведет к искажению данных об оказанной медицинской помощи и неточному расчету ее стоимости. К такому заключению пришли аудиторы Счетной палаты после анализа бюджетов ФОМС и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) за 2024 год.
Фактическое исполнение бюджета ФОМС за 2024 год показало доходы в 3,88 трлн руб. и расходы в 3,89 трлн руб., при этом дефицит составил 19 млрд руб. (значительно меньше запланированных 147 млрд руб.). Сокращение дефицита обусловлено тем, что страховые взносы на ОМС, составившие 86% доходов (3,34 трлн руб.), превысили утвержденную сумму на 4%.
В докладе Счетной палаты подчеркивается, что ФОМС и ТФОМС не смогли наладить должный персонифицированный учет граждан, застрахованных по ОМС, и объема оказанной им медицинской помощи.
Аудит выявил случаи учета умерших граждан и «задвоения» данных о застрахованных лицах в нескольких территориальных фондах. Подобные махинации с «мертвыми душами» позволяли фондам получать завышенное финансирование. В то же время эти ошибки приводили к дополнительным расходам для других регионов, которые вынуждены были перечислять больше средств в федеральный фонд за неработающее население.
Счетная палата также обнаружила недостатки в расходах ФОМС на содержание территориальных фондов, отметив отсутствие четкой методики определения необходимости и количества филиалов. К началу 2025 года в 28 ТФОМС работало 139 филиалов, с разбросом от одного в Забайкалье до тринадцати в Дагестане. Анализ десяти филиалов ТФОМС Краснодарского края показал, что их функции могут быть централизованы, что потенциально сэкономит до 25 млн руб. ежегодно. Общие расходы на содержание филиалов ТФОМС по стране оцениваются в 245 млн руб. в год, не считая зарплат персонала.
В своем заключении госаудиторы рекомендовали ФОМС провести внеплановые проверки региональных филиалов для верификации данных о застрахованных и предотвращения фальсификаций.
Счетная палата также подчеркнула необходимость разработки методики для определения оптимального количества филиалов ТФОМС с целью сокращения операционных расходов.
Перенос взносов в ОМС для неработающего населения: новые обсуждения властей
В ФОМС уточнили, что региональные власти самостоятельно определяют количество филиалов фонда, исходя из «различных факторов», а не только территориальных размеров.
Фонд также сообщил о внесенном Минздравом в Госдуму законопроекте, который предусматривает изменения в Федеральный закон № 326-ФЗ. Эти изменения дадут Федеральному фонду полномочия утверждать порядок согласования и определения нормативов расходов для обеспечения функций территориальных фондов. В случае принятия, этот порядок с 1 января 2027 года установит единый подход к формированию нормативов, включая численность ТФОМС, необходимость филиалов и потребность в автотранспорте.
По вопросу персонифицированного учета ФОМС заявляет, что федеральный регистр застрахованных в системе ОМС, используемый филиалами, «надлежащим образом обеспечивает учет». Однако эксперты считают этот инструмент недостаточным. Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения ВШЭ, отмечает, что до 2010 года коммерческие страховщики собирали и передавали данные в ФОМС, но после отмены этих договоров полноценно отследить платежи стало невозможно.
