Оптимизация налоговой политики и устойчивые цены помогут пополнить сырьевую базу страны

Российские подтвержденные и экономически выгодные запасы нефти оцениваются в 13 миллиардов тонн. При текущих объемах добычи этого ресурса достаточно на четверть века. Укрепление отечественной сырьевой базы возможно при условии оптимизации налоговой политики и поддержания цены на нефть выше 70 долларов за баррель.
Хотя формально Россия располагает нефтяными запасами на многие десятилетия, эта перспектива реализуется лишь при условии активной геологоразведочной деятельности компаний и регулярного пополнения ресурсной базы. В противном случае, по мнению главы Роснедр Олега Казанова, отечественной добыче придется опираться лишь на прогнозные объемы уже выявленных месторождений «черного золота», составляющие 31 миллиард тонн. Однако потенциал доказанных (готовых к разработке) углеводородных месторождений значительно меньше – около 19 миллиардов тонн, из которых только 13 миллиардов тонн являются коммерчески рентабельными при текущих ценах и налоговых условиях. Исходя из приблизительного годового уровня добычи, этих запасов хватит примерно на 25 лет. Для поддержания стабильных темпов добычи до конца века необходимо поддерживать постоянный резерв извлекаемых и окупаемых запасов в объеме до 15 миллиардов тонн, что подчеркивает критическую важность непрерывной геологоразведки, как отмечает Казанов.
Новые открытия и их подтверждение
Приведенные руководителем Роснедр данные соответствуют Энергетической стратегии России до 2050 года, утвержденной правительством в апреле. Согласно ее целевому сценарию, в течение ближайших 25 лет ожидается не только сохранение, но и увеличение объемов добычи нефти в стране с 516 до 540 миллионов тонн.
Эта цель, обозначенная перед сырьевым сектором, выглядит реалистичной, хотя текущие прогнозные значения могут корректироваться в процессе ее достижения. Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, поясняет, что «доказанные» или «подготовленные» запасы – это ресурсы, для которых имеется достаточная геологоразведочная информация, технические данные и разрешения для скорого ввода в эксплуатацию. Неподготовленные же ресурсы требуют дополнительных исследований, проектирования инфраструктуры и обустройства скважин, и их подтвержденные объемы после полного цикла работ могут быть ниже изначальных оценок.
Значительная финансовая поддержка необходима для расширения доступных для освоения энергетических ресурсов. Экономист Андрей Лобода отмечает, что 2024 год стал «урожайным» для добывающей промышленности: недропользователи открыли 39 новых месторождений углеводородов, обеспечив прирост запасов нефти более чем на 58 миллионов тонн. Общий прирост извлекаемых запасов жидких углеводородов, включая газовый конденсат, достиг 592 миллионов тонн. Это стало возможным благодаря рекордным инвестициям в геологоразведку в размере 450 миллиардов рублей. Для сравнения, в 2023 году, при меньших вложениях, этот показатель составил 550 миллионов тонн. Правительство рассчитывает на сохранение высоких объемов инвестиций в ближайшие годы, однако для этого предпочтительна стабильная цена на баррель выше 70 долларов.
Налоговая политика и её влияние на запасы
Укреплению ресурсной базы России, помимо финансовых вызовов, могут препятствовать внутренние факторы, в частности, несовершенство текущей налоговой политики. Основная проблема заключается в комплексной фискальной нагрузке на добычу, включающей НДПИ, налог на дополнительный доход и экспортные пошлины. Владимир Чернов отмечает, что эти механизмы эффективны для крупных, легкодоступных месторождений, но не стимулируют инвестиции в трудноизвлекаемые запасы. При одинаковых налоговых отчислениях проекты с высокими капитальными затратами (CAPEX) и длительным сроком окупаемости становятся невыгодными. Себестоимость добычи на большинстве российских сухопутных месторождений составляет около 20 долларов за баррель, в то время как CAPEX арктических и шельфовых проектов может превышать 80 долларов за баррель.
Для создания более справедливых условий для дорогостоящих проектов эксперт предлагает рассмотреть дифференциацию НДПИ или внедрение особого налогового режима, предусматривающего снижение налога на добычу, предоставление фискальных кредитов и ускоренную амортизацию. Также целесообразно введение инвестиционных вычетов и стимулирующих мер для геологоразведки, например, возмещение части затрат, и разработка гибкой системы экспортных пошлин с уменьшением ставок для трудноизвлекаемых месторождений.
Реализации этих изменений препятствует значительная зависимость государственного бюджета от сырьевых доходов (в первой половине 2025 года нефтегазовые поступления составили около 27% казны). Реформы также осложняются юридическими нюансами, требующими согласования позиций Минфина, Минэнерго, Роснедр и нефтяных компаний, что часто приводит к разногласиям в приоритетах.
Андрей Лобода предостерегает, что при сохранении текущих отраслевых условий существует риск реализации стресс-сценария Энергетической стратегии-2050, согласно которому добыча нефти в России к середине века может сократиться до 170 миллионов тонн. Однако, даже в этом пессимистичном варианте, существующих подготовленных запасов «черного золота» хватит стране до конца текущего столетия.
Справочная информация
Международные оценки запасов нефти в России значительно различаются из-за применения разных методологий и критериев, учитывающих или исключающих нетрадиционные залежи, такие как битуминозные пески и сланцевые ресурсы. Например, Управление энергетической информации США (EIA) и норвежская аналитическая компания Rystad Energy оценивали доказанные запасы России на 2024 год в 58 миллиардов баррелей (7,6 миллиарда тонн), а потенциальные – в 80 миллиардов баррелей (11 миллиардов тонн).