Резкое снижение производства спиртных напитков в России объясняется значительным повышением акцизов и минимальных розничных цен.
За первые шесть месяцев 2025 года объем производства алкогольной продукции в России значительно снизился, составив 73,89 миллиона декалитров, что на 16,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом. Этот показатель является весьма существенным. Существует множество причин для такого спада, но основной является резкое увеличение ставок акцизов и минимальных розничной цены на алкоголь. По мнению специалистов, эта тенденция к снижению производства, вероятно, усилится, в первую очередь, из-за растущей разницы между стоимостью продукции и финансовыми возможностями населения.
Согласно данным Росалкогольтабакконтроля (РАТК), выпуск напитков крепостью более 9% сократился в январе-июне на 9,5%, достигнув 46,82 миллиона декалитров. Производство водки уменьшилось на 10,9% (до 31,38 миллиона), а ликеро-водочных изделий – на 0,5% (до 8,04 миллиона). Наиболее сильное снижение отмечено в сегментах слабоалкогольной продукции, таких как джин-тоники, где падение составило 91,6% (до 725,4 тысячи декалитров), и коньяка, производство которого сократилось на 17% (до 3,45 миллиона).
Вина остаются единственной категорией, показавшей рост: производство тихих вин увеличилось на 12,4% (до 17,6 миллиона декалитров), а игристых – на 18,5% (до 7,2 миллиона) за первое полугодие. В то же время выпуск ликерных вин снизился на 9,6% (до 644,9 тысячи декалитров), что в основном связано с ростом акциза на спирт, используемый в их производстве.
Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики, связывает сложившуюся ситуацию с индексацией акцизов на 15% и минимальных розничных цен (МРЦ) почти на 17% для водки и коньяка с 1 января. Он назвал такие повышения «совершенно безумными деньгами». Льготы предоставляются только виноделам, использующим отечественный виноград, что дает им право на налоговый вычет по акцизам. Шапкин также отмечает, что снижение производства обусловлено сокращением потребления алкоголя, особенно крепкого, среди молодежи (поколения Z). Эта тенденция наблюдается не только в России, но и во всем мире и вызвана как стремлением к здоровому образу жизни, так и просто экономическими причинами – отсутствием денег.
Эксперт добавил, что прогнозируемое Налоговым кодексом РФ повышение акцизов на ближайшие два года будет подталкивать потребителей к поиску более дешевых альтернатив на рынке. Это может выразиться, например, в увеличении самогоноварения из свекольного сахара, домашнего изготовления вина из винограда или пива. Шапкин приводит пример: из килограмма ячменя стоимостью 20 рублей можно получить 10 литров пива. Однако он признает, что домашнее производство требует времени, навыков и терпения. Главным преимуществом являются низкие затраты по сравнению с покупкой в магазине. Основной недостаток – неудобство: если нет запасов домашней продукции, проще и быстрее купить готовый напиток в ближайшем магазине. Павел Шапкин также напомнил о значительном росте минимальных розничных цен на водку и ликеро-водочные изделия с 1 января – на 50 рублей за пол-литра. Такое резкое подорожание, затронувшее в первую очередь экономсегмент, неминуемо скажется на общем объеме производства.
Руслан Брагин, эксперт по маркетингу крепкого алкоголя и член Гильдии маркетологов, указал на то, что Правительство РФ утвердило концепцию снижения алкогольного потребления до 2030 года, и деятельность РАТК направлена на реализацию этой цели. Ведомство должно предпринять определенные действия и предоставить отчет. Независимо от этого, по его словам, в стране действительно крепнет мода на здоровый образ жизни. Снижение производства на 16% в первом полугодии может быть также следствием перепроизводства и затоваривания складов ликеро-водочных заводов перед Новым годом. Иными словами, накопившийся товар нужно было реализовать, а возможности складирования ограничены. Каждое предприятие имеет собственный маркетинговый план и договоренности с различными каналами сбыта – ресторанами, барами, отелями, торговыми сетями.
Брагин также отметил, что санкции привели к снижению объемов экспорта в «недружественные» страны, а в 2024 году были введены высокие ввозные пошлины, ограничивающие импорт. С точки зрения потребителей, многие россияне стали меньше покупать алкоголь из-за снижения покупательной способности. В условиях инфляции люди вынуждены отдавать предпочтение товарам первой необходимости – мясу, картофелю, хлебу, молоку – перед алкоголем.
Петр Шелищ, сопредседатель Союза потребителей РФ, считает, что данные о падении производства спиртного свидетельствуют о сдвиге в потребительских предпочтениях россиян от «северной» модели потребления (с доминированием крепкого алкоголя) к «южной» (с преобладанием вин, пива и более легких напитков). Эксперт положительно оценивает эту тенденцию, отмечая, что «южная» модель ассоциируется с меньшим числом отравлений и заболеваний, связанных с алкоголем, по сравнению с «северной». Касаясь резкого сокращения производства слабоалкогольных напитков (по сути, спирта со сладкой газировкой), Шелищ подчеркнул, что на их продажи были введены строгие ограничения. Он также расценивает это как позитивный знак, поскольку такие напитки способствуют алкоголизации подростков, формируя привыкание к «вкусным возбудителям».
