Призрак бензинового кризиса бродит по России: названы причины и последствия

Новости шоу-бизнеса » Призрак бензинового кризиса бродит по России: названы причины и последствия

Увеличение стоимости топлива на автозаправочных станциях порождает ряд серьезных рисков для экономики и потребителей.

Заправка автомобиля бензином
Рост цен на топливо на заправках создает значительные экономические риски. Фото: Кирилл Искольдский

Тревожные предвестники топливного кризиса становятся все более очевидными в России. Ранее наблюдавшийся дефицит бензина на Дальнем Востоке, в Крыму и Саратовской области теперь распространился на более чем десяток регионов. Владельцы автозаправочных станций сообщают о многонедельных задержках поставок бензина марок АИ-92 и АИ-95 с некоторых нефтеперерабатывающих заводов. Это указывает на серьезные сбои в розничном секторе, затрагивающие миллионы российских автомобилистов.

Сообщения о перебоях в поставках топлива и вынужденной остановке независимых АЗС поступают из многих регионов, включая Нижегородскую, Ростовскую и Рязанскую области. Причин этой ситуации несколько. Так, в конце августа в Приморье наблюдался двукратный рост туристического потока, совпавший с сокращением производства на местных нефтеперерабатывающих предприятиях. С июня этого года биржевая цена бензина АИ-95 в регионе подскочила на 30%, превысив отметку в 100 тысяч рублей за тонну.

От сложившейся ситуации особенно страдают независимые автозаправочные станции, не только в Приморье. В отличие от крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), у них нет собственных мощностей для добычи и хранения топлива. Независимым продавцам приходится приобретать бензин на бирже по рекордно высоким и постоянно растущим ценам, при этом они вынуждены удерживать низкие розничные цены, чтобы не потерять клиентов. Это приводит к работе на грани окупаемости или даже к убыткам.

Ежегодно в период с июня по сентябрь наблюдается сезонное удорожание нефтепродуктов и повышение спроса, что объясняется активными сельскохозяйственными работами, сезоном отпусков, ростом автомобильных поездок и плановыми ремонтами на НПЗ. В это время объемы производства топлива часто не успевают за пиковым потреблением. Однако в 2025 году к этим факторам добавилась еще одна серьезная проблема.

«Как известно, ряд нефтеперерабатывающих заводов были повреждены беспилотниками, что привело к снижению объемов производства на 13-15%», — отмечает Алексей Зубец, директор Центра исследований социальной экономики. — «Ситуация усугубляется продолжающимся автомобильным сезоном и периодом уборочной кампании, оба из которых требуют значительного количества топлива. Какие же есть решения? Предлагаются как минимум два направления действий. Во-первых, можно рассмотреть закупку бензина у дружественных стран, например, в Беларуси или Индии, которые являются крупными покупателями российского сырья и располагают достаточными мощностями для нефтепереработки. Во-вторых, для повышения эффективности противовоздушной защиты НПЗ необходимо внести изменения в законодательство: действующие нормы запрещают частным охранным предприятиям, обслуживающим нефтяные компании, продавать комплексы ПВО. Эти правовые ограничения, по моему мнению, серьезно препятствуют обеспечению безопасности».

Если розничные цены на бензин продолжат расти, особенно в регионах без собственных НПЗ, это, по прогнозам Зубца, может добавить один-два процентных пункта к общему уровню инфляции. Удорожание потребительских товаров в основном затронет провинциальные районы, где количество поставщиков значительно меньше, чем в крупных городах. Более того, этим поставщикам придется закупать топливо у перекупщиков по сильно завышенным ценам.

«Пока не наблюдается признаков полномасштабного топливного кризиса», — утверждает Алексей Иванов, руководитель «Альянс тракс». — «Речь идет о точечном дефиците в отдельных регионах и городах. Первая причина — ремонтные работы на местных НПЗ в течение лета, как экстренные (после атак БПЛА), так и плановые. Бензин, поставляемый из других регионов, по умолчанию дороже из-за значительных логистических издержек, что является особенностью России с её огромной территорией. Вторая причина — рост автотуризма в текущем году на 43% в РФ, что составляет 126 миллионов поездок. Для обеспечения такого потока требуется существенно больше топлива, чем в 2024 году, а существующая инфраструктура не успела адаптироваться».

Также сыграл свою роль фактор ажиотажного спроса. Когда топливо все же доставлялось на АЗС, автомобилисты спешили полностью заполнить не только баки своих машин, но и канистры, создавая запасы «на всякий случай».

«Несомненно, сезон отпусков и сельскохозяйственные работы усложнили ситуацию, но текущие проблемы с поставками в первую очередь связаны с заметным увеличением числа атак на нефтеперерабатывающие заводы», — комментирует экономист и топ-менеджер по финансовым коммуникациям Андрей Лобода. В результате до 17% мощностей могло быть выведено из строя, что существенно сказалось на производстве бензина, особенно высокооктанового АИ-95. Ожидать стабильного снижения цен пока нет причин: рынок находится в равновесии между восстановлением производственных мощностей и потребностью в наращивании импорта. В долгосрочной перспективе ключевым шагом станет создание стратегических запасов топлива, которые помогут смягчить и преодолеть любые неблагоприятные сценарии».

Лев Добрынин

Лев Добрынин — научный журналист из Томска с фокусом на медицину и здравоохранение. В профессии 15 лет. Создатель серии публикаций о достижениях российских учёных в области биотехнологий.