Бабушки, ангелы и вечный поиск реальности
Московский театр «Эрмитаж», временно размещающийся на сцене на Новом Арбате, представил публике долгожданную премьеру — спектакль «Старушки». Эта глубокая постановка, основанная на рассказе Фридриха Горенштейна, исследует сложные взаимоотношения матери и дочери, а также их попытки сбежать от суровой действительности. Зрителей ждет смех сквозь слезы, искренние эмоции и драматические моменты.
Старушки (Дарья Кошева и Ирина Богданова) и их Ангелы-хранители (Анна Богдан и Виктория Закария). Фото: Дмитрий Хованский. Предоставлены пресс-службой Театра Эрмитаж.
В стенах Малой сцены на Новом Арбате, которая вот уже девять лет служит временным пристанищем для театра «Эрмитаж» на период ремонта его основного здания, проходят экспериментальные постановки в рамках проекта «Театр Михаила Левитина глазами его учеников». В текущем сезоне режиссерский дебют состоялся у Ольги Левитиной, дочери художественного руководителя. Для своей первой работы она выбрала рассказ Фридриха Горенштейна «Старушки».
Ольга Михайловна признается, что открыла для себя этого автора благодаря совету брата, Михаила, и подчеркивает его литературный гений: «Мне надо было найти интересный материал для малого зала, и мой брат Миша посоветовал этот рассказ. Я ничего не знала о писателе Горенштейне прежде. Не знаю, читали ли вы что-то у этого замечательного писателя, но надеюсь, что захотите познакомиться с его рассказами после просмотра спектакля. Он очень своеобразный писатель и совершенно гениальный».
Фридрих Наумович Горенштейн известен широкой публике как сценарист культовых фильмов, таких как «Солярис» Андрея Тарковского и «Раба любви» Никиты Михалкова. Однако его прозаическое наследие, включая рассказ «Старушки», также обладает удивительной глубиной и кинематографичностью, позволяющей автору мыслить образами и сценами.
Ограничения Малой сцены продиктовали режиссеру минималистичный подход к декорациям и количеству актеров. В спектакле задействованы всего пять персонажей: центральный дуэт — Мать и Дочь-старушки, а также два Ангела-хранителя и молодой человек из «органов». Особенно примечательно исполнение 27-летней Дарьи Кошевой, которая удивительно точно воплотила образ 97-летней Матери. Её способность передать старческие повадки и жесты, столь убедительно, вызывала у зрителей сильные эмоции и ностальгические воспоминания: «её так хотелось обнять, напомнила мою бабушку, которой уже со мной нет. Она так же кормила меня фруктами, протягивая мне лучшую ягодку трясущейся сухонькой ручкой…» Роль Дочери-старушки исполнила Ирина Богданова, также демонстрирующая глубокое понимание своего персонажа.
В отличие от литературного оригинала Фридриха Горенштейна, в постановке Ольги Левитиной появились два новых персонажа — Ангелы (в исполнении Анны Богдан и Виктории Закария). Они не только выступают в роли хранителей, оберегая главных героинь от невзгод, но и мастерски воплощают всех второстепенных персонажей, придавая спектаклю дополнительный слой смысла и динамики.
Сценические декорации предельно лаконичны: несколько ступенек, украшенных кружевом, что сразу вызывает у старшего поколения зрителей теплые ностальгические чувства, связанные с домашним рукоделием советских времен. В кульминации спектакля на сцене появляется лодка, символизирующая путешествие, в которую садятся мать и дочь, отправляясь в плавание по водоему. Несмотря на простоту оформления, именно яркие и выразительные образы персонажей остаются в памяти после просмотра.
Сюжет повествует о совместной жизни двух женщин — матери и дочери, чьи отношения полны сложных чувств: от взаимного раздражения до глубокой любви. Их судьбы были необратимо изменены сталинскими репрессиями. Мать, поглощенная трагическими событиями прошлого, не может отпустить их, в то время как дочь отчаянно пытается вернуть её к реальной жизни и помочь наслаждаться каждым днём.
В их скромный, неубранный дом, где они живут, питаясь сливами, внезапно стучится молодой человек из «соответствующих органов» (Сергей Бесхлебнов). Принесенная им весть переворачивает жизнь женщин, особенно Матери, которая, впервые за многие годы, решается выбраться на пляж. Там, сняв туфли, она наслаждается чувством песка под босыми ногами, вновь обретая давно забытую радость жизни.
Спектакль вызывает искренний смех, доходящий до слёз, но одновременно заставляет глубоко задуматься о цене утраченного времени и о том, как важно ценить каждый момент жизни, наполняя её светом и радостью. Это постановка о нас всех, о важности жить настоящим, а не застревать в прошлом.
