Театр «Геликон-Опера» открыл новый сезон оперой Сергея Прокофьева, которая пролежала под спудом десятилетия.
Театр «Геликон-Опера» открыл новый сезон оперой Сергея Прокофьева, которая пролежала под спудом десятилетия. «Маддалена» – ранняя, но необычайно яркая работа композитора с поистине детективной историей создания и обретения. Под руководством дирижера Валерия Кирьянова, режиссера Ильи Ильина и художника Ростислава Протасова, действие оперы перенесено в завораживающую и интригующую атмосферу Венецианского карнавала, полного страстей и тайн. Зрители стали непосредственными участниками этого вихря.

Перед началом представления зрители, ожидающие в фойе Колонного зала Шаховской, оказываются в центре необычного перформанса. Пространство зала оживает благодаря изысканным дамам и кавалерам в черных нарядах, венецианских масках и причудливых головных уборах, исполняющим элегантный танец. Баронесса Франческа, которую великолепно воплотила Ксения Лисянская, управляет этим карнавальным действом, рассказывая старинную венецианскую легенду о девушке Паоле, поверившей в своё уродство из-за кривых зеркал. Артисты Вагиф Турабов, Кристина Мунтяну и Николай Пацюк разыгрывают эту интермедию в стиле комедии дель арте, под звуки барочной музыки Респиги, Джезуальдо и Генделя. Особенное впечатление производит контртенор Вагифа Турабова, отсылающий к традициям кастратного пения. Это глубокое погружение в барочную атмосферу подготавливает публику к восприятию модернистской партитуры XX века, создавая уникальный стилистический мост.

Открытие новых страниц в творчестве признанных классиков XX века, таких как Сергей Прокофьев, всегда кажется маловероятным. Однако история оперы «Маддалена» — это настоящий музыкально-исторический детектив. Написанная Прокофьевым в 1913 году, когда композитору было чуть больше двадцати лет, она демонстрирует ранний, но уже самобытный стиль автора, его творческие поиски. Будучи учеником Римского-Корсакова и Лядова, Прокофьев значительно отошёл от их эстетики. В этой партитуре легко угадываются экспрессионистские мотивы Рихарда Штрауса, импрессионистские оттенки Дебюсси и вокальные приёмы Мусоргского, сквозь которые пробивается неповторимый прокофьевский почерк. В то время оперу не удалось поставить из-за сложности музыкального языка, который был недоступен даже молодым певцам консерватории. Партитура осталась в виде клавира, не была оркестрована, а затем и вовсе затерялась. Последующая бурная жизнь композитора, его эмиграция, творческое соперничество со Стравинским, возвращение в СССР и создание монументальных произведений, возможно, стёрли из его памяти эту 45-минутную оперу.

Но, к счастью, рукописи не горят. Британский композитор Эдвард Даунс оркестровал клавир, воссоздав его в стилистике позднего Прокофьева. Мировая премьера состоялась лишь в 1981 году. Однако даже после этого «Маддалена» не стала частой гостьей на театральных подмостках, особенно в России. Поэтому её включение в репертуар «Геликон-Оперы» – это ценный подарок для всех поклонников творчества Прокофьева.
Постановки в зале Шаховской уже выработали свои уникальные сценические решения, обусловленные особенностями пространства. Оркестр располагается в глубине, за полупрозрачным занавесом, а сценический подиум представляет собой квадрат в центре зала. Зрительские места окружают подиум, создавая эффект максимальной близости к артистам. Публика буквально ощущает их дыхание, различает мельчайшие детали мимики, грима и костюмов. Такой формат театра, хотя и знаком в драматических постановках, является эксклюзивным и новаторским для оперы.
Ольга Толкмит блестяще воплощает образ Маддалены – страстной, красивой рыжеволосой женщины, излучающей эротизм, который становится лейтмотивом всей оперы. Сцена между Маддаленой и её мужем Дженаро (Давид Посулихин) представляет собой высокохудожественное выражение интимных отношений, где супруги достигают вершины эмоционального накала исключительно через музыкальные средства, сохраняя при этом изысканность и чувство меры. Однако с первых минут становится очевидно, что Маддалена скрывает нечто. Появление друга Дженаро, Стеньо (Дмитрий Янковский), чьё состояние можно охарактеризовать как маниакальный психоз, расставляет все точки над «i»: Маддалена ведёт двойную жизнь, будучи любящей женой Дженаро и анонимной любовницей Стеньо, а возможно, и не только его. Таким образом, Прокофьев предлагает новую интерпретацию любовного треугольника, где женщина свободна в своих желаниях и наслаждениях без моральных ограничений, что было достаточно смело для начала XX века. Либретто, написанное Магдой Орловой, хоть и не является литературным шедевром, но несёт в себе дерзкий дух Серебряного века, предвосхищая темы, поднимаемые позднее такими авторами, как Ларс фон Триер в «Нимфоманке».

Исполнение артистов отличается филигранной точностью. Им удаётся органично совмещать экспрессионистские элементы, заложенные в музыке, с психологической достоверностью, присущей именно оперному жанру, с его пафосом и страстностью. Оркестр под управлением маэстро Кирьянова виртуозно исполняет каскад эмоционально насыщенных эпизодов, чередуя мастерские соло с мощными тутти. Эта непрерывная смена контрастных фрагментов напоминает «монтаж аттракционов» Эйзенштейна. Оркестровка Даунса идеально соответствует музыкальной драматургии XX века, предполагающей стремительную смену событий. Валерий Кирьянов блестяще чувствует этот ритм, мастерски управляя как оркестром и солистами, так и вниманием публики.
В кульминации оперы оба мужчины, ослеплённые ревностью, убивают друг друга. Маддалена, вместо того чтобы быть расстроенной, напротив, кажется довольной. Она занимает своё место в галерее сильных и порочных женских образов оперного искусства XX века, таких как Саломея и Катерина Измайлова.
