Большой зал консерватории отметил знаменательные даты в музыке и истории
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского стала местом проведения уникального музыкального события, объединившего несколько ключевых дат для российской культуры и истории. В рамках программы «Три юбилея России» были торжественно отмечены 80-летие Великой Победы, 130-летие со дня рождения выдающегося поэта Сергея Есенина и 120-летие со дня рождения легендарного композитора Исаака Дунаевского. Центральным событием вечера стал концерт прославленного Русского оркестра национальных инструментов имени В.В. Андреева, прибывшего из Санкт-Петербурга.

Музыкальный диалог традиций и современности
На знаменитой сцене Большого зала на Никитской улице выступил коллектив с впечатляющей 137-летней историей. Слушатели, постоянные посетители консерватории, могли оценить редкую возможность услышать звучание национальных инструментов, гармонично объединенных в полноценный симфонический оркестр. Под виртуозным руководством дирижера Дмитрия Хохлова, петербургские музыканты представили московской публике программу, наполненную как известными, так и подзабытыми произведениями.
Вспоминая Великую Победу
Первая часть концерта была посвящена 80-летию Великой Победы. Вопреки ожиданиям некоторых, звучала не «Ленинградская» симфония Шостаковича, а трогательные фрагменты из балета Валерия Гаврилина «Дом у дороги». Это произведение, основанное на одноименной поэме Александра Твардовского и получившее известность благодаря фильму-балету Владимира Васильева, обрело новое, удивительное звучание в интерпретации оркестра национальных инструментов. Музыка Гаврилина, отличающаяся своей искренностью и доступностью, мастерски передает трагедию и надежду военного времени даже без сценических декораций. Особенную глубину исполнению придали фрагменты поэмы, прочитанные артистом Александринского театра Семёном Сытником. Его глубокое, прочувствованное исполнение затронуло каждого, воскрешая в памяти личные и семейные истории, связанные с Великой Отечественной войной, которая навсегда оставила свой отпечаток в нашей коллективной памяти. Сам композитор Гаврилин, потерявший отца на фронте в раннем детстве, сумел вложить в свою музыку подлинное понимание этой национальной трагедии.
Поэзия Сергея Есенина в звуках
Вторая часть программы была посвящена 130-летию Сергея Есенина. Москвичам предоставилась уникальная возможность услышать вокальную сюиту «Братья наши меньшие» современного композитора Геннадия Белова, ученика Дмитрия Шостаковича. Сольную партию исполнил тенор Александр Михайлов. Несмотря на некоторые сложности во взаимодействии вокалиста с оркестром, что затрудняло разборчивость текста, сама музыка Белова была тепло принята слушателями. Она поразила своей живописностью, способностью передать богатство и озорство есенинской поэзии через музыкальные образы.
Мелодии Исаака Дунаевского
Завершающий раздел концерта отдал дань уважения 120-летию со дня рождения Исаака Дунаевского — композитора, чье имя является синонимом целой музыкальной эпохи. Оркестр преподнес два сюрприза. Во-первых, «Концертный вальс» Дунаевского прозвучал в необычной аранжировке для балалаек и домр, что вызвало живой интерес и дискуссии среди ценителей классической музыки. Во-вторых, в финале программы, отступив от принципа исполнения редких произведений, коллектив исполнил знаменитую Увертюру из кинофильма «Дети капитана Гранта», которая вызвала бурные овации.
Таким образом, концерт фактически объединил в себе четыре знаменательные даты. В ответ на восторженные аплодисменты и просьбы публики, харизматичный дирижер исполнил на бис знаменитый вальс из кинофильма «Берегись автомобиля» Андрея Петрова, чье 95-летие было отмечено совсем недавно, 2 сентября. Это стало прекрасным завершением вечера, полного музыкальных открытий и глубоких эмоций.