
Подлинность Туринской плащаницы, льняного полотна, которое многие верующие почитают как погребальную ткань Иисуса Христа, вновь оказалась под вопросом благодаря новой исторической находке. В исследовании, опубликованном в Journal of Medieval History, представлен ранее неизвестный текст авторитетного богослова XIV века Николя Орема, где реликвия прямо названа «явной подделкой», а её появление приписано уловкам духовенства.
Ранее считалось, что первое упоминание о Туринской плащанице датируется приблизительно 1389-1390 годами. Однако новые данные показывают, что Орем упоминал плащаницу в своих трудах уже в 1370-х годах, когда её демонстрировали в деревне Лирей в Шампани, Франция. Богослов прямо заявлял, что это сознательный обман, направленный на сбор пожертвований.
До настоящего момента самым ранним известным свидетельством скептицизма в отношении плащаницы считалось письмо епископа Труа Пьера д’Арси от 1389 года, в котором он называл её «искусно нарисованной тканью». Работа Орема не только хронологически предшествует этому письму, но и обладает большей значимостью, поскольку его труды высоко ценились за рациональный подход к объяснению «чудес» и разоблачению суеверий.
По мнению авторов исследования, эта находка является одним из первых официальных и признанных доказательств того, что сомнения в подлинности плащаницы существовали ещё в Средние века. Туринская плащаница по сей день остаётся одной из наиболее известных и в то же время самых спорных христианских реликвий.