За первое полугодие 2025 года объем выдач автокредитов в России сократился почти вдвое, а на складах дилеров скопились сотни тысяч нереализованных автомобилей.
Российский рынок автокредитования демонстрирует тревожные тенденции: в первой половине 2025 года объем выданных займов сократился почти вдвое, составив 570 млрд рублей по сравнению с 1,2 трлн рублей за аналогичный период 2024 года. Одновременно на складах дилеров накопилось от 600 до 700 тысяч нереализованных автомобилей, что также является двукратным превышением прошлогодних показателей. Низкий спрос сохраняется, несмотря на государственные программы льготного кредитования. Дополнительное давление на рынок оказывают дефицит комплектующих, а также рост стоимости страховок, запчастей и обслуживания транспортных средств.
По данным генерального директора «Скоринг бюро» Олега Лагуткина, за первое полугодие 2025 года было выдано около 455 тысяч автокредитов на общую сумму 570 млрд рублей, что существенно ниже показателей аналогичного периода 2024 года (более 800 тысяч кредитов на 1,2 трлн рублей). По мнению эксперта, это обусловлено продолжающейся трансформацией отрасли и недостаточным спросом, на который даже снижение ставок оказало ограниченное влияние.
При этом средневзвешенная ставка по кредитам на новые авто снизилась до 13,6% годовых в июне (минус 7 п.п. с января), что является минимумом с 2023 года. Для подержанных машин ставка составила 28,2% (снижение на 0,5 п.п.). Несмотря на это, дилеры сталкиваются с беспрецедентным затовариванием складов, сравнимым с кризисом 2008 года. Также наблюдается рост просроченной задолженности по автокредитам: 32 тысячи заемщиков имеют просрочки платежей на 90 дней и более, что является рекордом за последние два года.
По словам ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, пик спада автокредитования пришелся на начало 2025 года, когда ежемесячно выдавалось около 65 тысяч кредитов. К июню этот показатель вырос до почти 90 тысяч. Эксперт отмечает, что в августе-сентябре 2024 года россияне активно брали автокредиты, стремясь приобрести автомобили до значительного повышения утильсбора с 1 октября. Это привело к изменению структуры рынка и ослаблению покупательской активности в 2025 году. Многие потребители решили отложить покупку автомобиля, предпочитая хранить средства на депозитах под высокие проценты.
Дополнительные трудности создает дефицит комплектующих для китайских автомобилей, а также падение доходов у примерно трети дилерских компаний, что привело к закрытию около 200 автодилеров с начала года. Тем не менее, в июне 2025 года наметился небольшой позитивный сдвиг: количество выданных кредитов увеличилось на 11% по сравнению с маем, а их объем в денежном выражении — на 15%. Вероятно, этот рост связан с активизацией льготных государственных программ, таких как «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль».
Перспективы восстановления рынка
Эксперты крайне осторожны в своих прогнозах относительно восстановления рынка до уровня первой половины 2024 года. Будущее зависит от нескольких ключевых факторов: темпов снижения ключевой ставки Центрального банка, эффективности государственных программ субсидирования автокредитов и развития программ локализации производства импортных автомобилей. Примечательно, что на данный момент 59% продаваемых в России новых машин составляют китайские бренды, что не способствует развитию отечественного автопрома. Остается неясным, как быстро рынок сможет поглотить накопленные сотни тысяч нераспроданных автомобилей.
Ценовая динамика на автомобильном рынке
В настоящее время цены на автомобили в целом стабильны, а на некоторые бренды наблюдается даже небольшое снижение. В частности, китайские марки не дорожают благодаря относительно крепкому рублю. Однако эксперты предупреждают, что ситуация может измениться, если курс доллара к концу года достигнет отметок 87-90 рублей, что приведет к увеличению стоимости автомобилей. Введение повышенного утильсбора изначально способствовало росту цен, но этот эффект не был катастрофическим, а по ряду моделей даже наблюдался откат.
Очевидно, что текущая ситуация значительно отличается от 2021 года, когда западные автомобили были гораздо доступнее. Тем не менее, ценовая конъюнктура 2025 года соответствует текущим рыночным условиям в России, характеризующимся ухудшением логистики, проблемами с международными платежами и расчетами, а также нестабильностью валютного курса.