Россияне стали меньше пользоваться услугами психологов. За последний год количество обращений к онлайн-платформам уменьшилось на 19%, а к специалистам в целом – на 5%. Вероятно, это связано с желанием людей сэкономить на некритичных тратах. Психотерапия пока не получила широкого распространения в стране, и будущий рост рынка может быть связан в основном с очными консультациями.
Согласно подсчетам платежной системы T-Pay, в первом квартале 2025 года спрос на услуги онлайн-сервисов по подбору психологов снизился на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем потраченных на эти услуги средств уменьшился на 10%. По данным «Чек индекса» от компании «Платформа ОФД», в январе—мае этого года спрос на услуги психологов и профильных центров в целом сократился на 5%. Глава психологической платформы Alter Рамиль Альшин подтверждает замедление роста рынка онлайн-психологической помощи.
В сервисе «Ясно» отметили, что в первом квартале 2025 года спрос был стабильным, но с апреля темпы роста начали замедляться. Это не резкое падение, но изменение ощутимо. Гендиректор консалтинговой компании Eqiva Дарья Шубина также фиксирует спад в онлайн-сегменте. При этом количество предложений от самих психологов за год увеличилось на 11%, по данным «Профи.ру».
Потребность населения в психологической поддержке в последние годы росла. По данным ВЦИОМа, в 2024 году опыт обращения к психологам имели 13% россиян (в 2022 году – 12%, в 2009-м – 6%). Услуги психологов чаще востребованы женщинами: в первом квартале они составили 67% клиентов онлайн-сервисов, по данным T-Pay. Основная аудитория – люди 25–29 лет (32% транзакций), 30–34 лет (27%), 20–24 лет (16%) и 35–39 лет (14%). По подсчетам Eqiva, коммерческий рынок ментального здоровья вырос за 2024 год на 18,5%, достигнув 20,5 млрд руб., при этом количество пациентов увеличилось на 8,9%, до 1,88 млн человек.
В начале этого года уровень тревоги среди россиян постепенно снижался, о чем свидетельствуют данные фонда «Общественное мнение». Например, в конце марта 36% опрошенных оценивали состояние окружающих как тревожное, тогда как в начале января 2025 года и конце марта 2024 года этот показатель составлял 44%. Однако аналитики связывают негативную динамику в сегменте психологической помощи скорее с рыночными факторами.
В сервисе «Ясно» считают, что снижение активности пользователей онлайн-платформ обусловлено общим спадом потребительской активности. Макроэкономическая ситуация заставляет людей быть более осторожными в тратах, отказываясь от необязательных расходов, к которым многие относят и психотерапию.
Спрос на антистрессовые программы в российских здравницах увеличился
Дарья Шубина предполагает, что насыщения достиг именно онлайн-сегмент психологической помощи. Этот сегмент характеризуется высокой конкуренцией и активными промоакциями, отмечают в «Чек индексе». В центре «Психодемия» считают, что период бурного роста агрегаторов психологических услуг завершился: высокие комиссии вынуждают опытных специалистов покидать такие платформы, что стимулирует людей искать психологов по личным рекомендациям.
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа:
«Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
Несмотря на снижение спроса, стоимость психотерапии продолжает расти. По данным T-Pay, средний чек на онлайн-сервисах в январе—марте составил 3,4 тыс. руб., увеличившись на 10% год к году. «Чек индекс» зафиксировал рост на 4%, до 3,9 тыс. руб. В «Ясно» полагают, что подорожание связано как с инфляцией, так и с растущей потребностью в более опытных и, соответственно, более дорогих специалистах.
Рамиль Альшин не ожидает дальнейшего падения спроса на онлайн-психологов, указывая на все еще низкое проникновение терапии в России. В «Ясно» прогнозируют, что спрос на онлайн-психотерапию может снова начать расти в третьем-четвертом кварталах 2025 года. Однако Дарья Шубина считает, что развитие рынка ментального здоровья в будущем будет происходить преимущественно за счет офлайн-сегмента и комплексных моделей помощи.
