Петр Чайковский: Путешествие по Москве сквозь века

Новости шоу-бизнеса » Петр Чайковский: Путешествие по Москве сквозь века

Интерактивная выставка-променад в Музее П.И. Чайковского позволяет ощутить атмосферу жизни великого композитора в столице.

Переступив порог Музея П.И. Чайковского, посетители сразу погружаются в необычную атмосферу: над ними не привычная крыша, а бескрайнее московское небо! Именно так создатели выставки «Чайковский. Прогулки по Москве» решили воссоздать дух эпохи. К 185-летию Петра Ильича в его доме на Кудринской площади композитор был «оживлен» с помощью современных технологий, приглашая всех желающих пройтись по дневной и ночной столице. Корреспондент, как один из первых гостей, уже совершил эту уникальную прогулку рука об руку с классиком.

Выставка-променад по важным местам из жизни композитора открылась в Музее П.И. Чайковского
Фото: Марина Чечушкова

Экспозиция разделена на две части: «день» и «ночь», что отражено в цветовой гамме залов – от ярко-желтого до глубокого синего. В самом начале пути гостей встречает оживший образ Петра Ильича, неспешно прогуливающийся у Большого театра. Этот эффект достигнут благодаря искусственному интеллекту, тщательно доработанному и скорректированному человеком, что позволило создать по-настоящему реалистичное изображение композитора.

В год юбилея Петра Ильича особое внимание уделено его двенадцатилетнему пребыванию в Москве – наиболее продуктивному периоду его жизни. Именно здесь он реализовал себя как выдающийся педагог, создал многие из своих величайших произведений и черпал вдохновение, гуляя по столице, что и легло в основу концепции этой «прогулочной» выставки.

Оживленный Петр Ильич гуляет у Большого театра. Фото: Марина Чечушкова

Выставка разделена на девять тематических зон, каждая из которых посвящена значимому московскому адресу в биографии Чайковского. Посетители, следуя за композитором, могут погрузиться в его мысли и чувства, понять, что его вдохновляло. При этом сохраняется уникальный «диалог эпох»: Чайковский — в конце XIX века, а мы — в современном мире. Этот диалог воплощен через подлинные документы, личные вещи композитора и его окружения, старинные фотографии, а также работы современных художников, изобразивших важные для Чайковского места Москвы такими, какими они выглядят в 2020-х годах.

Прибыв в Москву, Петр Ильич обосновался на Кудринской площади, недалеко от консерватории. Переехав сюда сразу после завершения обучения в Санкт-Петербургской консерватории, он стал одним из первых профессионально образованных композиторов и был немедленно приглашен Николаем Рубинштейном, основателем Московской консерватории, на преподавательскую работу. Путь вдоль Большой Никитской улицы служит отправной точкой для нашей прогулки, представляя Чайковского как педагога – автора не только всемирно известных опер, балетов и концертов, но и ценных учебных пособий. Подтверждением тому служит уникальный автограф его работы по практическому изучению гармонии.

Мария Щербинина. Ландыши. Фото: Марина Чечушкова

От Никитской улицы легко дойти до Большого театра, где Чайковский впервые выступил в качестве дирижера, представив вторую редакцию своей оперы «Черевички». Однако Большой театр для него — это не только оперная, но и балетная сцена. Дирижерский талант композитора эффектно изображен на портрете Даниила Чашечкина, запечатлевшего его за пультом. Рядом с этим произведением искусства представлена балетная тема: Серафима Пигида изобразила танцовщиц в пачках, вызывающих ассоциации с легендарным «Лебединым озером». Особую ценность этому разделу придают прижизненные издания клавиров его знаменитых опер «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и балета «Спящая красавица», оформленные как подлинные шедевры.

Миновав Дом Благородного собрания, где состоялся первый авторский концерт композитора, и Императорский Малый театр, ставший местом премьеры оперы «Евгений Онегин» в 1879 году, мы оказываемся в самом сердце Москвы — Кремле. Современные художники представляют Кремлевские стены в различных сезонах, но для Чайковского это место имело особое значение по двум причинам. 15 мая 1883 года в Грановитой палате впервые прозвучала коронационная кантата «Москва», написанная по заказу Коронационной комиссии для торжественной церемонии восшествия на престол Александра III. Ранее, 31 мая 1872 года, на Троицком мосту (соединяющем Кутафью и Троицкую башни, по которому традиционно проходят к Кремлевским мероприятиям) был установлен специальный навес для исполнения Кантаты к Политехнической выставке в Москве.

Серафима Пигида. Балерины. Фото: Марина Чечушкова

Далее наш путь лежит к Пречистенским воротам, откуда открывается вид на храм Христа Спасителя. Именно после его освящения Чайковский создал одно из своих наиболее выразительных батальных произведений — увертюру «1812 год», посвященную благодарности Богу и памяти павших в Отечественной войне 1812 года.

Проходя через московские парки и окрестности, мы «попадаем в гости» к композитору. Здесь, помимо душевных пейзажей «Старая Москва» Ксении Черномор и «Арбат» Виталия Ермолаева, посетителей ждет небольшой сюрприз. Выставку завершает живописное полотно Марии Щербининой «Ландыши». После множества городских пейзажей и ярких красок внезапно появляется скромный натюрморт с букетиком нежных белых цветов в чашке. Почему именно ландыши? Оказывается, это были любимые цветы Чайковского…

Даниил Чашечкин. Портрет П.И. Чайковского. Фото: Марина Чечушкова
Автор: Марина Чечушкова

Борис Рогачёв

Борис Рогачёв — журналист из Ярославля с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на культурных событиях и новостях общества. Начинал карьеру в локальных изданиях, затем работал внештатным автором в федеральных СМИ.