Памяти Юрия Соломина: как в Москве отметили 90-летие великого актера

Новости шоу-бизнеса » Памяти Юрия Соломина: как в Москве отметили 90-летие великого актера

На Цветном бульваре открылась выставка, посвященная юбилею артиста. В открытии приняли участие его внучка и коллеги из Малого театра.

18 июня 2025 года народному артисту СССР Юрию Соломину исполнилось бы 90 лет. Этот выдающийся актер, которого миллионы зрителей знали и любили по ролям в кино, более тридцати пяти лет посвятил руководству Государственным академическим Малым театром, остававшимся его единственным и родным домом до самого конца жизни. Юрий Соломин ушел из жизни 11 января 2024 года в возрасте 88 лет.

Юбилейную выставку на Цветном бульваре открыла внучка Юрия Соломина и его коллеги по Малому театру
Юбилейную выставку на Цветном бульваре открыла внучка Юрия Соломина и его коллеги по Малому театру. Фото: Наталья Мущинкина

В день 90-летия Юрия Соломина, до которого он не дожил, на Цветном бульваре открылась выставка «И это все о нем». Тридцать уличных стендов представляют собой фотографическую летопись его жизни. Все эти материалы взяты из музейных фондов Малого театра. Здесь можно увидеть фотографии его первых ролей на сцене – Пэпино, Хлестакова, Безайса, а также кадры из знаменитых киноработ: «Адъютант его превосходительства», «Летучая мышь», «Обыкновенное чудо», «Московская сага». Отдельное место занимают сцены из спектаклей, поставленных им в Малом театре.

На фотографиях запечатлено все, что составляло смысл его жизни, включая преподавательскую деятельность в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина, выпускником которого он сам был. Гуляя по бульвару, посетители могут прочитать фрагменты воспоминаний коллег Юрия Соломина. Среди тех, кто присутствовал на открытии выставки, была и внучка артиста – Александра Соломина. Она, как и дед, работает в Малом театре, занимаясь специальными и детскими проектами.

Юрий Соломин с Татьяной Друбич
Юрий Соломин с Татьяной Друбич. Фото: Сергей Соловьев

На 24 июня запланирован юбилейный гала-концерт в честь Юрия Соломина. В программе вечера – сцены из поставленных им спектаклей, таких как «Буратино», «Три сестры», «Свадьба Кречинского», «Ревизор» и другие. В концерте примут участие известные артисты – его коллеги по театру Ирина Муравьева, Владимир Носик, Светлана Аманова, Глеб Подгородинский, а также ученики – Людмила Полякова, Василий Бочкарев, Людмила Титова. В вечере участвуют Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и студенты Театрального училища имени М.С. Щепкина.

Юрий Соломин с труппой Малого театра
Юрий Соломин с труппой Малого театра. Фото: пресс-служба театра

Юрий Соломин появился на свет в Чите в семье музыкантов, получивших образование в Ленинградской консерватории. Его отец, Мефодий Соломин, позднее руководил хором Забайкальской железной дороги. Сын Юрий еще в школьные годы активно участвовал в различных кружках, хорошо танцевал, играл в кукольных представлениях и выступал в домашнем оркестре. Когда юноша решил поступать в театральное училище, отец полностью поддержал его выбор.

Сразу после последнего школьного звонка отец и сын отправились в Москву на поезде. Это было поистине невероятное путешествие через всю страну, длившееся восемь суток. По прибытии в столицу провинциалов, к несчастью, обокрали. Денег на жизнь не осталось. Но перед тем как возвращаться домой, Мефодий Соломин принял мудрое решение и отправил сына к Вере Пашенной, которая как раз набирала новый курс в Театральном училище имени Щепкина. Юрий рассказал ей о своей ситуации, спросив о шансах на поступление. Пашенная ответила: не уезжай.

После успешного окончания училища в 1957 году Юрий Соломин сразу же вошел в труппу Малого театра. Сначала ему доставались небольшие, безымянные роли вроде «гостей», «зрителя» или «конвойного». Однако вскоре Игорь Ильинский, у которого Соломин тоже сыграл эпизодическую роль, неожиданно предложил ему роль Хлестакова в спектакле «Ревизор».

На сцене Малого театра Юрий Соломин воплотил множество ярких образов: царя Федора в трагедии Алексея Толстого, Сирано в «Сирано де Бержераке» Ростана, Ивана Петровича в «Униженных и оскорбленных», Федю Протасова в «Живом трупе», чеховских Войницкого и Тригорина, Фамусова в «Горе от ума». Такой разнообразный репертуар свидетельствует о невероятном актерском диапазоне Соломина. Он был убедителен как в комедийных и характерных ролях, умея быть смешным, так и в образах социальных героев, советских интеллигентов и персонажей с трагическим надрывом.

Всенародную славу Юрию Соломину принесло кино. После выхода многосерийного телефильма Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства», где он сыграл героя Гражданской войны Павла Кольцова, на актера обрушилась безграничная любовь зрителей. Интересно, что Ташкову пришлось буквально биться за Соломина, поскольку худсовет был категорически против его кандидатуры. Борис Клюев, тоже ныне покойный актер Малого театра, вспоминал, как во время гастролей в Одессе, где играли «Ревизора», первый же выход Соломина на сцену сопровождался нескончаемыми овациями. И все это благодаря успеху «Адъютанта его превосходительства».

Когда очередной худсовет забраковал первую версию будущего популярного фильма «ТАСС уполномочен заявить» и режиссерское кресло вместо Бориса Григорьева занял Владимир Фокин, Клюев посоветовал ему: «Возьмите Соломина. Это именно то, что нужно. У него типаж настоящего советского честного человека».

Юрий Соломин в своем кабинете
Юрий Соломин в своем кабинете. Фото из личного архива

У Юрия Соломина была удивительная киногеничность, камера его обожала. При этом они с братом Виталием Соломиным были совершенно разными по своей внутренней сути, но оба невероятно талантливы. Самая, пожалуй, яркая роль старшего брата – в оскароносной советско-японской картине Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Там он сыграл исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. После знакомства с Куросавой Япония надолго вошла в жизнь актера. А «Оскар» за этот фильм до сих пор хранится на «Мосфильме».

Невероятный успех имела еще одна совместная картина – «Мелодии белой ночи» Сергея Соловьева и Киёси Нисимуры. В этом фильме Соломин исполнил роль композитора и дирижера Ильи, который влюбляется в утонченную японскую пианистку в исполнении Камаки Курихары, ставшей настоящей звездой в СССР. Фильм пересматривали множество раз, а в Соломина были влюблены тысячи советских женщин.

В 90-е годы Юрий Соломин снялся в российско-японском проекте Дзюнъя Сато «Сны о России», сыграв вице-канцлера Российской империи. В этом фильме участвовали его японские коллеги, Марина Влади и брат Виталий Соломин. Также он снимался в «Красной палатке» Михаила Калатозова – советско-итальянском фильме с участием таких мировых звезд, как Шон Коннери и Клаудиа Кардинале. По тем временам это было событие чрезвычайного масштаба, единицы советских актеров участвовали в зарубежных или совместных проектах.

Юрий Соломин и Акира Куросава
Юрий Соломин и Акира Куросава. Фото из личного архива

В фильмографии Юрия Соломина есть и «Хождение по мукам» Василия Ордынского, и загадочная «Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова с ее непростой судьбой, и, конечно, «Обыкновенное чудо» Марка Захарова, где он сыграл трактирщика. Жаль, что в его биографии было так мало подобных характерных ролей. У Захарова он предстал легким, ироничным и удивительно точно уловившим дух драматургии Шварца.

У Владимира Хотиненко Юрий Соломин снимался в небольшой роли отца главного героя в сериале «Исаев». Он легко согласился на эту работу, поскольку считал режиссера достойным. Никаких претензий относительно масштаба роли у него не было. Запомнился он интеллигентной сдержанностью и высочайшим профессионализмом. Как истинный мастер, он думал только о деле, а не об удовлетворении собственных амбиций.

Недавно в социальных сетях разгорелась дискуссия с участием агентов по актерам, продюсеров и режиссеров. Все они активно критиковали современных актеров, у которых, по их мнению, чрезмерно завышен райдер. Человек еще ничего значительного не успел сделать в искусстве, а его запросы уже крайне высоки. Требования включают определенные марки воды, особые фрукты, бумажные полотенца «хай-класса» и множество других мелочей, порой совершенно немыслимых. Все прописывается до мельчайших деталей, словно речь идет не об актере, а о восточном принце. Юрию Соломину, как и десяткам других советских звезд его уровня, такое просто не пришло бы в голову. Мастера старой школы отличались стойкостью и никогда «не включали звезду».

В день открытия выставки на Цветном бульваре внучка актера Александра Соломина ответила на вопросы.

Внучка актера Александра Соломина открывает выставку
Внучка актера Александра Соломина открывает выставку. Фото: Елена Мельникова

— Каким дедом был Юрий Мефодьевич? Было ли у него время заниматься вами?

— Юрий Мефодьевич был очень трогательным дедом. Он мною много занимался, читал мне книжки. Я приходила к нему в театр. И, конечно, театр был для меня как волшебное царство. Все в нем совсем по-другому, не так, как в реальном мире. Именно благодаря тому, что так много времени я проводила с дедушкой, я и впитывала в себя эту атмосферу и позднее стала работать в театре. Это было неизбежно. Я этого очень хотела. А он, кстати, сначала был против. Меня взяла на работу директор театра Тамара Анатольевна Михайлова даже вопреки желанию дедушки. Сначала он ругался, потом смирился и был уже этому рад.

— Насколько творчеству был подчинен весь домашний уклад вашего деда?

— Творчеству домашний уклад был подчинен всегда. Бабушка всегда говорила, что с бытом нужно отчаянно бороться, иначе он тебя съест. Поэтому быт всегда был на втором месте, а творчество на первом.

— Как Юрий Мефодьевич готовился к роли?

— Он повторял долгими часами текст и даже писал в своих дневниках, как я позже обнаружила, что для него важна была фаза, когда он засыпал и в этот момент выстраивал себе мизансцену. А с утра, уже наполненный этим, шел на репетицию.

Борис Рогачёв

Борис Рогачёв — журналист из Ярославля с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на культурных событиях и новостях общества. Начинал карьеру в локальных изданиях, затем работал внештатным автором в федеральных СМИ.