Николай Сахаров о закулисье фильма «Любить по-русски»: Матвеев, Джигурда и незабываемые моменты

Новости шоу-бизнеса » Николай Сахаров о закулисье фильма «Любить по-русски»: Матвеев, Джигурда и незабываемые моменты

Актер Сахаров делится откровенными воспоминаниями о процессе создания культового фильма «Любить по-русски».

Тридцать лет назад состоялась премьера фильма Евгения Матвеева «Любить по-русски», который объединил на экране выдающихся актеров, таких как Галина Польских, Лариса Удовиченко и Никита Джигурда. В третьей части киноленты роль священника Василия исполнил Николай Сахаров, который в беседе с нашим корреспондентом вспоминает наиболее яркие закулисные эпизоды и делится мыслями о характере и творческих методах режиссера.

Кадр из фильма «Любить по-русски»
Кадр из фильма «Любить по-русски»

Сахаров вспоминает, что Матвеев требовал от актеров полной самоотдачи. «Старик, где твой темперамент?!» — восклицал режиссер. Обращаясь к Джигурде, игравшему его телохранителя, он мог спросить: «Ну что, спишь?» Можно представить реакцию Джигурды. Сам Матвеев при этом вел себя в кадре спокойно и рассудительно. «Что ты кричишь, Курлыгин? Успокойся, сейчас все решим», — говорил он, демонстрируя свое актерское мастерство, превосходя «темпераментных» коллег. Когда Матвеев находился перед камерой, его режиссерская сущность уступала место актеру.

В тот период Никита Джигурда придерживался строгого вегетарианского питания, не употреблял алкоголь и не курил. Когда съемочная группа собиралась в столовой, Джигурда мог ворваться с криком: «Хватит есть мертвых животных, вот вам кукуруза!» Он приносил с собой целый мешок этой «царицы полей». Матвеев в ответ громко восклицал: «Уберите его!»

«Уберите трупы со столов!» — не сдавался Джигурда, предлагая каждому по початку кукурузы. И кукуруза, по словам актера, была действительно вкусной.

Николай Сахаров
Николай Сахаров. Фото: Юрий Зименков

Неожиданная реакция Матвеева на «невинную» кукурузу

— Почему Матвеев так резко реагировал на кукурузу?

— В свои 77 лет Матвеев не мог похвастаться отменным здоровьем, и, казалось бы, кукуруза была бы для него идеальной пищей. Однако, в отличие от Джигурды, он не принимал здоровый образ жизни.

— Как проявлялись его проблемы со здоровьем?

— Утром его давление было 90 на 50, но после пятидесяти грамм водки он отправлялся на съемочную площадку. Вечером же тонометр показывал 180 на 110, и он снижал его парой кружек «Жигулевского» — другие напитки, по его словам, он не любил, это была советская привычка.

— Рассказывал ли он что-то интересное из своего творческого прошлого, из советских времен?

— Однажды за пивом он поделился историей. Молодые артисты тюменского театра, среди которых был и он, а также будущая известная радиоведущая, вели утренние новости. Тексты были написаны от руки, многократно исправлены, с зачеркиваниями, что делало их трудночитаемыми, особенно утром, когда глаза еще слипались, и спасал только крепкий черный чай. Артистке досталась фраза: «Восемь лет назад трагически погиб товарищ Киров. По приказу товарища Сталина присвоить звание Героя Советского Союза товарищу Кирову посмертно». Из-за отсутствия точки после первого предложения, она в полусне прочитала: «Восемь лет назад трагически погиб товарищ Киров по прямому приказу товарища Сталина…» Матвеев тут же поправил ее. Девушка остановилась и сразу же исправилась. Но когда через полчаса она вышла из радиорубки, ее уже ждали двое мужчин в штатском.

— И что случилось?

— Десять лет лишения свободы…

Финансовая порядочность Евгения Матвеева

— Каковы были его отношения с актерами?

— «Ну-ка, давай порепетируем», — сказал Евгений Семенович мне накануне первого съемочного дня. — «А ты мой фильм «Любить по-русски» смотрел?» Я честно ответил: «Нет». Он тут же закричал: «Как ты не видел мои предыдущие фильмы?! Иди ищи где хочешь! С роли сниму!!!»

— И как вы поступили?

— В конце 90-х фильмы обычно записывались на видеокассеты VHS и продавались в киосках. Найти такую кассету было непросто. Мы снимали в Калуге. Я буквально обошел весь город, чтобы отыскать этот желанный шедевр! И представьте мое удивление, когда, вернувшись в гостиницу, я увидел эту самую кассету с фильмом «Любить по-русски», продающуюся прямо у входа!

— Матвеев помнил об этом?

— Конечно! Он спросил: «Ну что, купил?» Я ответил: «Да, Евгений Семенович, три часа на поиски ушло!» — «Вот! Я прощаю тебе, что ты его не смотрел, — благосклонно произнес Матвеев. — Ты ведь потратил несколько часов, чтобы осознать, насколько этот фильм замечателен — все кассеты разобрали!»

— Как происходила оплата съемок?

— Во время съемок в стране случился дефолт. Матвеев платил мне по пятьсот долларов в день. Он пересчитал все гонорары и выплатил их актерам по новому курсу. За шесть съемочных дней я получил три тысячи долларов, как и было обещано. Это, к слову, на тот момент составляло стоимость половины однокомнатной квартиры в районе Кузьминок. В отличие от этого, в другом проекте, у режиссера Лырчикова, вместо обещанных десяти тысяч долларов я получил лишь одну. Пожалуй, во всем российском кинобизнесе Матвеев был единственным, кто тогда не обманул актеров.

Впечатления о Галине Польских и Ларисе Удовиченко

— Каковы ваши впечатления от Галины Польских, Ларисы Удовиченко? Общались ли вы с ними?

— Галина Польских, исполнившая роль возлюбленной Матвеева в фильме, всегда оставалась нейтральной вне съемочной площадки. У нее есть принцип никогда не обсуждать коллег, и это замечательное правило. У меня такого нет. Лариса Удовиченко, на мой взгляд, является лучшей субреткой как советского, так и постсоветского кино. Она часто играет с первого дубля, всегда демонстрируя неожиданную, тонкую и умную игру. В жизни Лариса общительна только с теми, кого хорошо знает, с незнакомыми же людьми — нет. Удивительно, но у нее полностью отсутствует пафос, и это очень ценно. Режиссер Матвеев удачно подобрал пару: гиперпафосный Джигурда и мелодраматичная, с легкой иронией и самоиронией, Удовиченко. Такое сочетание создавало конфликт и юмор, что является заслугой Матвеева и его правильного кастинга.

Последняя встреча и планы на будущее

— В последний раз я виделся с Матвеевым в кинотеатре «Художественный» на вечере памяти Екатерины Фурцевой, — вспоминает Николай Сахаров. — Он тогда уже знал о своей онкологии и уходил. Матвеев выступил великолепно, рассказав забавную историю о Фурцевой, о том, как он, фактически, спас Малый театр, упав на колени перед министром культуры и «очаровав» ее. На банкете он успел переговорить с парой «инвесторов». Уходя, он заговорщицки сказал мне: «Нашел пару миллионов баксов. Будем снимать «Любить по-русски-4». Готовься!» Спустя несколько месяцев Евгения Семеновича не стало…

Борис Рогачёв

Борис Рогачёв — журналист из Ярославля с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на культурных событиях и новостях общества. Начинал карьеру в локальных изданиях, затем работал внештатным автором в федеральных СМИ.