Телеканал «Культура» вновь радует зрителей трансляцией выдающихся театральных постановок. Среди них выделяется спектакль «Карманный театр». Примечательно, что информация о постановке была скудной, но вскоре выяснилось, что это работа «Ленкома» 1988 года, поставленная Петром Штейном, а не Марком Захаровым. В главных ролях блистали Ирина Алферова, Александр Абдулов, Елена Шанина и Александр Збруев, исполнявшие пронзительные монологи Жана Кокто.

Ирина Алферова выступила первой, и её игра была поистине захватывающей. Она с такой страстью солировала, выражая негодование и отчаяние по поводу жизни. Однако её монолог был направлен не только на бытие, но и на безмолвно лежащего рядом Александра Абдулова, который, казалось, безучастно читал газету, пока перед ним одна из красивейших актрис страны изливала свою душу. В этой сцене его роль ограничивалась молчаливым присутствием.
Однако игра Алферовой – это нечто большее, чем просто её внешняя привлекательность. Её красота, безусловно, неоспорима и давно стала её визитной карточкой: её называют самой красивой актрисой страны. Но за этой поразительной внешностью, к сожалению, многие не замечали глубины её таланта, считая её лишь «гением чистой красоты» и весьма посредственной актрисой. Даже Марк Захаров, выдающийся режиссёр, будто игнорировал её потенциал, не предлагая значимых ролей.
Недавно, в честь юбилея Алексея Рыбникова, вновь был показан знаменитый спектакль «Юнона» и «Авось». В финальной сцене, на фоне массового экстаза и пения «Аллилуйи любви» множеством артистов, Ирина Алферова лишь мимолётно появлялась в массовке. Такова была её судьба в «Ленкоме», что наводит на мысль: возможно, Захаров видел в ней лишь «дополнение» к Александру Абдулову, привлекательную, но не до конца раскрытую актрису.
Даже на съёмках «Трёх мушкетёров» режиссёр Юнгвальд-Хилькевич изначально видел в роли Констанции Евгению Симонову, но ему настоятельно рекомендовали утвердить Алферову, вероятно, именно из-за её необычайной красоты. Это привело к недоброжелательному отношению к ней на площадке, а её роль даже озвучивала другая талантливая актриса, Анастасия Вертинская.
Возникает вопрос: пытался ли кто-то заглянуть за её прекрасную внешность и раскрыть её истинный, необыкновенный талант? Спектакль «Карманный театр» стал редким исключением. Это настоящее чудо, что Пётр Штейн увидел её потенциал и поверил в неё. Её красота, конечно, никуда не делась, но именно в этой постановке проявились грандиозные возможности Ирины Алферовой. В то время как прекрасные актёры Абдулов, Збруев и Шанина отлично исполняли свои монологи, Ирина Алферова буквально *жила* своей ролью – страдала, шутила сквозь слёзы, проживала и умирала на глазах у зрителя. Возможно, на это повлияли уже тогда непростые отношения с Абдуловым, и её выкрики, слёзы и горькие шутки были адресованы именно ему, безмолвно читающему газету. Как в той знаменитой фразе: «Она идёт по жизни смеясь…» — только здесь это было гораздо глубже.
В этом спектакле Алферова превзошла всех, продемонстрировав свои невероятные, яркие возможности, но после этого вновь словно ушла в тень. Хотя, стоит отметить, что спустя пять лет она всё же покинула «Ленком» и перешла в «Школу современной пьесы», где получила множество значимых ролей. И всё же…
Таковы жизненные стереотипы. Даже сегодня, упомянув имя Алферовой, люди в первую очередь восхитятся её красотой, но не углубятся в её талант. Многие так и не разглядели в ней великую русскую актрису. Режиссёры не пожелали копнуть глубже, чтобы извлечь на свет её истинную драматическую и трагикомическую сущность. Какое упущение!
Всего один спектакль, транслированный на канале «Культура», всего одна роль, но какая! Ирина Алферова могла бы встать в один ряд с такими мировыми звёздами, как Лайза Миннелли, Эдит Пиаф, Анна Маньяни. Она могла бы быть первой и неповторимой Ириной Алферовой в полном раскрытии своего дара. Но, к сожалению, её огромный потенциал был упущен, а зрители и критики зачастую ограничивались лишь восхищением её совершенной внешностью. Какая досада!
Статья опубликована в газете «Московский комсомолец» №29568 от 23 июля 2025 года под заголовком: «Красота — это страшная сила!»