Найденное искусство: как ИИ меняет изучение культурного наследия

Новости шоу-бизнеса » Найденное искусство: как ИИ меняет изучение культурного наследия

В России запущен инновационный сервис, использующий потенциал искусственного интеллекта для углубленного анализа художественных коллекций.

Несмотря на изменчивость международных отношений, государственные музеи остаются хранителями общей памяти, формируя единое культурное пространство, доступное каждому. Эта открытость объясняется историей формирования музейных собраний: веками экспонаты со всего мира стекались в коллекции. Поэтому сегодня в западных музеях можно встретить произведения русских мастеров, и наоборот. Помимо широко известных экспозиций, огромные богатства хранятся в музейных фондах. Идентификация авторов и датировка этих произведений требует огромных усилий и времени.

Искусственный интеллект анализирует художественные коллекции

Фото: Osman Orsal/XinHua/Global Look Press

Неудивительно, что современные музеи активно внедряют передовые технологии. Речь идет не только об оцифровке произведений и виртуальных турах; следующий важнейший шаг – применение искусственного интеллекта для исследования и атрибуции культурных артефактов.

В Российской Федерации нейросетевые технологии для музейных исследований разрабатываются лабораторией «Искусство и искусственный интеллект» при Европейском университете (ЕУ) в Санкт-Петербурге. Инициативы этого университета способствуют укреплению инновационного потенциала России, ее позиций в глобальном научном сообществе и поддержке национальных стратегических интересов.

ИИ в ЕУ применяется для решения сложных научных задач на стыке различных дисциплин, таких как история, антропология, искусствоведение, экономика и социология. В частности, лаборатория «Искусство и искусственный интеллект» разработала интеллектуальный сервис для экспертов-искусствоведов, который уже успешно прошел апробацию. Подробности – далее в нашей статье.

Феноменальная скорость

В мире существуют две крупнейшие собрания английских сатирических гравюр XVIII–XIX веков. Наиболее полное и детально каталогизированное из них находится в Британском музее и включает около 26 тысяч изображений с обширными описаниями и перекрестными ссылками.

Вторая по объему коллекция, содержащая примерно 8000 гравюр, хранится в Государственном Эрмитаже. Исследователи из лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» ЕУ обнаружили, что около 100 из этих гравюр являются уникальными и не имеют аналогов в британском собрании. Это достижение стало возможным благодаря их собственной разработке – сервису, функционирующему на основе алгоритмов, сочетающих традиционные методы визуального анализа с нейросетевыми технологиями.

Для сравнения двух таких масштабных коллекций требовалось проанализировать 208 миллионов пар изображений. Если бы этот процесс выполнялся вручную, тратя по 5 секунд на каждую пару, работа заняла бы более 30 лет. Искусственный интеллект позволил сократить это время в сотни тысяч раз.

Кроме того, разработчикам сервиса удалось преодолеть проблему нехватки данных. Столкнувшись с отсутствием готовых обучающих датасетов, команда создала синтетические наборы изображений с использованием генеративных моделей, что обеспечило обучение алгоритмов без необходимости ручной разметки. Этот подход может быть успешно применен для работы с другими музейными коллекциями графических произведений.

Анастасия Старобыховская, исполнительный директор лаборатории «Искусство и искусственный интеллект», отметила, что работа над сервисом продолжается: «Проект изначально задумывался как многоэтапный. Первоочередной задачей было выявление и идентификация уникальных гравюр в коллекции Эрмитажа. Со временем стало ясно, что это лишь часть обширного потенциала. Мы стремимся к созданию инструмента, который позволит искать произведения по различным критериям, сопоставлять схожие гравюры из разных фондов, выявлять неочевидные связи между ними и, при необходимости, обогащать их описания. Так и возникла идея полноценного сервиса, призванного содействовать всестороннему изучению и исследованию гравюр».

Культурный код и перспективы

В основе сервиса лежит интеграция нейросетей с классическими методами компьютерного зрения. Такой гибридный подход позволяет ИИ-ассистенту в будущем выполнять сложный отбор изображений по заданным признакам, сравнивать экспонаты из различных музейных собраний, обнаруживать скрытые взаимосвязи и автоматически дополнять описательную информацию.

Специалисты проекта активно работают над инструментарием для еще более детального анализа гравюр. Нейросети разрабатываются для сегментации персонажей, что позволит сопоставлять одних и тех же героев на разных изображениях. По мере совершенствования этой технологии исследователи смогут значительно упростить процесс атрибуции работ, понимания их сюжетов и глубинных связей между отдельными произведениями.

«Особенность нашего сервиса – это не просто цифровой каталог, а комплекс инструментов на базе алгоритмов компьютерного зрения и машинного обучения, которые будут активно помогать в исследовании, например, предлагая гипотезы о том, кто изображен на работе или кто является ее автором при отсутствии явной информации. Но это цели на будущее; пока мы находимся в самом начале этого пути», – подчеркивает Анастасия Старобыховская.

Проект лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» Европейского университета убедительно демонстрирует, что ИИ является мощным инструментом для гуманитарных исследований. Искусственный интеллект берет на себя рутинные и трудоемкие операции, освобождая экспертов для творческой составляющей научного поиска – интерпретации данных и формулирования новых теорий. Это, в свою очередь, не только способствует развитию инновационных подходов к изучению искусства, но и играет ключевую роль в сохранении национальных культурных ценностей, которые служат основой исторической преемственности и самобытности России.

Борис Рогачёв

Борис Рогачёв — журналист из Ярославля с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на культурных событиях и новостях общества. Начинал карьеру в локальных изданиях, затем работал внештатным автором в федеральных СМИ.