Международный фестиваль кино и театра «Амурская осень» раскрывает уникальные культурные особенности двух стран
В Благовещенске вновь стартовал 23-й международный кинофестиваль «Амурская осень», который теперь представляет не только российские и китайские ленты, но и кинематограф со всего мира. Это событие стало значимым культурным мостом между двумя странами.

Название знаменитой картины Марко Беллоккьо «Китай близко» идеально описывает Благовещенск и его кинофестиваль. Всего 750 метров через Амур, пятнадцать минут на теплоходе – и вы уже в китайском Хэйхэ. Это уникальное географическое положение делает наблюдение за противоположным берегом излюбленным занятием как для туристов, так и для местных жителей. Различие культур ощущается на расстоянии, несмотря на физическую близость, где флаги обеих стран гордо развеваются в небе.
В рамках фестиваля был временно введен безвизовый режим с Китаем, что вызвало настоящий ажиотаж. С раннего утра у касс скапливались огромные очереди желающих посетить соседнюю страну. Эта ситуация напоминала о временах дефицита, когда люди прибегали к различным уловкам: использовали преимущество молодых матерей с детьми или сочиняли душещипательные истории о первом выезде за границу в надежде на сострадание и возможность пройти без очереди, что порой становилось даже своеобразным бизнесом.
На «Амурскую осень» прибыли не только кинематографисты, но и художники из Китая. В местном областном музее открылась выставка современного китайского искусства, организованная давним партнером фестиваля, галеристом Лю Мин Сю. Также был проведен мастер-класс по традиционной китайской живописи гохуа.
В конкурсной программе полнометражных фильмов представлены работы из Казахстана, Аргентины, Кыргызстана, Ирана, а также по три картины из России и Китая. Китайские фильмы вызывают особый интерес у благовещенских зрителей, для которых Китай – это не просто соседняя страна, а часть повседневной жизни.
Китайское кино: взгляд «По течению»

Режиссер Чарльз Ху представил свою дебютную работу «По течению», над которой он трудился пять лет, начиная с 22-летнего возраста. Снятый в родном городе в центральном Китае, фильм повествует о молодых людях, сталкивающихся с вызовами современного мира и отголосками прошлого. Главный герой, машинист поезда Минлян, мастерски сыгранный Дипаном Сюном, предстает как тонко чувствующая натура, глубоко переживающая внутренние конфликты. Его отец, также машинист, бесследно исчез после разговора о мечте увидеть океан. Эта потеря становится главной психологической травмой Минляна, проявляющейся в его агрессивных реакциях и сложных отношениях с близкими. Детские травмы, включая трагическую гибель ровесницы, также влияют на его состояние. Лишь случайная встреча с одноклассницей приносит некоторое облегчение, но и там не все гладко. Фильм Чарльза Ху, возможно, является глубоко личной историей, раскрывающей неожиданные грани внутреннего мира китайцев, которые часто воспринимаются как сдержанные и невосприимчивые, демонстрируя их эмоциональную сложность, отличающуюся от привычных представлений.
Российский дебют: фильм «Где ты?»

Российское кино также представлено тремя работами в основном конкурсе. Дебютный полнометражный фильм Вероники Коржевской «Где ты?», над которым она работала десять лет после окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров, выделяется своим профессионализмом. Фильм, снятый с участием известных актеров, таких как Олеся Железняк, Елена Цыплакова, Елена Валюшкина и Юрий Чурсин, отличается сложными локациями и оркестровой музыкой. Главный герой, анестезиолог Максим (Никита Волков), показан с большим уважением к его врачебной миссии, даже упоминая о его участии в военных действиях, хотя эта тема остается нераскрытой. Центральной драмой становится похищение его сына из коляски, повлекшее за собой развод, одиночество и многолетние поиски. Несмотря на то, что Максим предстает как идеальный персонаж, а его бывшая жена строит новую жизнь, сюжет развивается в духе мелодрамы с множеством драматических поворотов, которые могут показаться преувеличенными. Профессиональная режиссура и продюсерская работа очевидны, но чрезмерная концентрация драматических событий и предсказуемо фантастический финал могут снизить убедительность истории, хотя зритель, привыкший к эмоциональным сюжетам, часто готов принять такие условности.