Фестиваль Stereoleto открыл летний сезон опен-эйров в Санкт-Петербурге
Летний сезон концертов под открытым небом в Санкт-Петербурге начался ярко и энергично на фестивале Stereoleto, проходившем в порту. Десятки артистов самых разных направлений выступали на нескольких сценах, а зрители с интересом перемещались между ними. Публику и исполнителей объединяла особая атмосфера города на Неве, сочетающего уважение к прошлому и стремление к новому. В этом году ключевым событием стало празднование 70-летия легендарного Майка Науменко, лидера группы «Зоопарк». Современные музыканты, отдавая дань уважения рок-легенде, демонстрировали свое видение его наследия, символизируя этот самый непрерывный творческий поиск.

«Гарин и Гиперболоиды» и Николай Фоменко в майке с принтом Майка Науменко. Фото: Роман Стецков
Фестивальная программа стартовала с необычного сочетания электроники DJ Bootsie Trio и эстрадно-симфонического оркестра. Тем временем на соседней сцене группа «Кирпичи» представила специальный сет, посвященный Майку Науменко. Его юбилею вообще было уделено много внимания. Молодые посетители фестиваля, изучая архивные черно-белые снимки на выставке, порой недоумевали, кто этот Майк. Ведь не все представители нового поколения рокеров знакомы с культовыми фигурами альтернативной сцены 80-х, которые, тем не менее, оказали огромное влияние на развитие музыки. Фотовыставка стала своеобразным образовательным моментом. Было о чем рассказать: Майк Науменко своим свободным, даже немного небрежным, но всегда остроумным и смелым стихом вдохновил множество русских рок-музыкантов. Вспоминались его известные дуэты с Виктором Цоем, такие как «Ром и Пепси-Кола» и «Пригородный Блюз». Его влияние коснулось и раннего «Аквариума», где он некоторое время играл.
Лидер группы «Кирпичи», Вася Васин, поделился: «Я полюбил «Зоопарк» еще в раннем детстве, примерно с 12 лет слушал их альбомы, когда они были новыми. Поэтому песни Майка я постоянно играю для себя на гитаре. Идея исполнить их для публики возникла естественно, без долгих репетиций, потому что эти композиции — часть меня. Считается, что поклонники «Кирпичей» и Майка – это разные люди, но мне кажется, есть общая аудитория. Для молодого поколения и то, и другое может казаться глубоким ретро. Недавно в Москве, на закрытии виниловой барахолки, я исполнил «Ты дрянь» и «Гопники» и получил самую благодарную реакцию от примерно десяти слушателей за всю свою тридцатилетнюю музыкальную деятельность!». На фестивале аудитория была, конечно, гораздо больше, но Вася Васин на всякий случай уточнил со сцены, что песня «Сладкая N» принадлежит не ему, а Майку.
Среди тех, кто отдал дань уважения Майку, был Николай Фоменко, известный участник группы «Секрет». Его творчество, как и творчество «Секрета» в целом, заметно вдохновлено энергичными буги-вуги ритмами и ироничными текстами Майка. Их связь началась еще при записи первого альбома «Секрета» в театральном институте. Группе не хватало своего материала, но им очень нравилась песня Науменко «Мажорный Рок-н-Ролл». Они решили включить ее в альбом, а Максим Леонидов предложил исполнить ее вчетверо быстрее. Записав свою версию, музыканты показали ее Майку. Судя по его реакции, он остался доволен, тем более что в 1983 году подобные каверы были редкостью и воспринимались как новаторский подход.

Гитарист «Кино» Юрий Каспарян и Виктор Цой на видеоинсталляции. Фото: Роман Стецков.
В беседе с журналистами Николай Фоменко отметил, что музыканты их поколения понимают, что музыка 80-х годов может не вызывать большого энтузиазма у современной молодежи, предпочитающей рэп и схожие направления. «Мы не ставим целью что-то кому-то доказать, вам это, возможно, и не нужно», — сказал он, добавив, что «митьки» (имеется в виду особая петербургская субкультура и менталитет) побеждают именно потому, что не стремятся к победе над кем-либо. Однако он подчеркнул важность преемственности: «Но вы должны помнить: наша работа — это фундамент для того, что создаете вы, все передается сквозь поколения…»
Чтобы почтить память Майка, которого он назвал «настоящим петербургским интеллигентом» и старым другом, Фоменко и группа «Гарин и Гиперболоиды», состоящая из музыкантов той же эпохи 80-х, представили почти часовой концертный сет. На фоне их эмоционального исполнения блюз-буги-панковских песен Майка демонстрировался тщательно подготовленный видеоряд с архивными кадрами, фотографиями и интересной анимацией. К радости и удивлению старшего поколения зрителей, классические композиции Майка нашли живой отклик и среди молодежи, что привело к энергичным танцам.
Наследие Майка Науменко было представлено с разных сторон. Джазовые коллективы Dizzy Dutch Duck и Jazz Philharmonic Orchestra предложили более спокойные, изысканные интерпретации его музыки, отличающиеся от драйвовых рок-версий. Трудно сказать, какой из подходов точнее передает дух творчества Науменко. Однако такая разноплановость фестиваля важна: она позволяет публике танцевать, подпевать знакомым песням, открывать для себя новое и, возможно, даже быть приятно удивленной.
Среди необычных участников фестиваля выделялся дуэт «Людмил Огурченко» (проект Евгения Кубынина из «Зимавсегда» и Ильи Погребняка из «Заточки») с их провокационным названием и стилем. Они представили современную танцевальную музыку с питерским юмором, балансирующим на грани фола, но избегающим откровенной пошлости и политических тем. Публика с восторгом принимала их выступления, от хита «Братан» о жизни таксиста с акцентом до шутливого «Диско-сосиска», особенно весело подпевая строчке про сосиску, «сверкающую между диско-шаров».

Елка. Фото: Роман Стецков
Постоянный участник летних фестивалей Нейромонах Феофан собрал толпу на танцполе для энергичного слэма, превратив ее в бурлящее море движущихся тел. Как всегда, артист выступал в своем узнаваемом образе монаха с накинутым капюшоном и использовал старославянскую манеру речи, исполняя свой «Древнерусский Драм». Возможно, единственным древнерусским элементом в этом жанре была балалайка, висевшая у него на шее. Однако сочетание славянских мотивов и мощных драм-н-бейс ритмов неизменно вызывает восторг у публики, собирая на его выступлениях большое количество людей.
Возможность передохнуть от энергичных выступлений рокеров и драмщиков предоставляли более спокойные сеты, например, от «Billy’s Band» или московской группы «Мегаполис», исполнившей свои известные песни из 80-х. Среди участников была и певица Ёлка, которая сразу представилась по имени: «Меня зовут Лизочка, и под мою музыку можете делать что угодно, главное, чтобы это не мешало другим». Публика отреагировала на этот призыв и во время пауз между песнями скандировала «Лиза! Лиза!». Ёлка искренне смущалась, ее реакция была настолько естественной, что вызвала бы одобрение самого Станиславского.
Певица призналась, что восхищается артистами, способными совмещать пение и сложные танцевальные номера, считая их почти «киборгами». Сама она, по ее словам, не может освоить подобные сценические движения из-за природной лени и потому, что ее выступление сосредоточено именно на живом вокале, не требующем активной физической нагрузки. К тому же, ее сценический образ – объемный балахон, похожий на смокинг, – не предполагал активных танцев. Ёлка пошутила, что чувствует себя неловко на сцене, спотыкается о провода и даже несколько раз ударялась микрофоном. Эти искренние признания только усилили симпатию зрителей.
Ёлка начала свой сет с популярного хита «Грею Счастье», а затем исполнила другие любимые публикой песни: «Город Обмана», «На Большом Воздушном Шаре», «Прованс». Композицию «Моревнутри», передающую ощущение истинной любви, она спела сидя, создав атмосферу умиротворения и позитива. Завершилось выступление жизнеутверждающими песнями «Не Брошу На Полпути» и «Все Зависит От Нас Самих», которые зрители пели хором, и их голоса разносились далеко над водами Невы, рядом с которой располагалась сцена.

Нейромонах Феофан. Фото: Роман Стецков
Поскольку группа «Кино» в этом году не проводит полноценных сольных выступлений, их сет на фестивале стал особенным подарком для фанатов, многие из которых пришли именно ради их классических песен. Группа оправдала ожидания, исполнив 19 своих хитов – у «Кино», кажется, других и нет. Как всегда, выступление сопровождалось видеорядом с записями Виктора Цоя на большом экране. Завершающим аккордом стало хоровое исполнение «Мама Анархия», где смешивались панк-энергетика и виртуозное гитарное исполнение опытных музыкантов. Затем прозвучала традиционная «Звезда По Имени Солнце» с оригинальным вокалом Цоя под живую музыку, после чего группа поклонилась публике.
Толпы поклонников разошлись уже поздней ночью, но атмосфера праздника, казалось, не отпускала: по всему району еще долго звучали импровизированные рок-н-ролльные песни, продолжаясь до самого рассвета, который в Петербурге в это время года наступает рано.
