Выставка «Надел что было» раскрывает модные тенденции в легендарной «Нехорошей квартире»
В Музее-театре «Булгаковский дом», известном как «Нехорошая квартира», открылась уникальная выставка-показ «Надел что было». Она посвящена моде 1920-х и 1930-х годов, представленной сквозь призму бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Экспозиция не только погружает посетителей в мир литературных героев, но и раскрывает личный стиль самого писателя и его семьи.

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» заслуженно считается не только одним из самых популярных произведений русской литературы, но и настоящей энциклопедией модной жизни Москвы 1920-х и 1930-х годов. Исследовательница моды Ася Аладжалова использовала различные редакции романа как основу для этой выставки, тщательно изучая описания текстильной индустрии и стилей персонажей.
В период кардинальных изменений в стране текстильная и модная отрасли развивались стремительно. Возникали дома моделей, создавались практичные и элегантные предметы одежды для повседневности и, что особенно важно, для работы. Авангардные художники, такие как Любовь Попова, активно разрабатывали дизайн тканей и спецодежды, стремясь обновить гардероб советских женщин в соответствии с духом времени. Сам Михаил Булгаков уделял большое внимание своему внешнему виду, тщательно следил за стилем, заказывал костюмы у портных или приобретал их в модных магазинах на Кузнецком мосту. Это объясняет, почему его роман так богат детальными описаниями нарядов героев.
Небольшая, но очень атмосферная выставка в «Нехорошей квартире» служит своеобразным порталом в Москву 1920-х и 1930-х годов. Отправной точкой для погружения в эпоху служит репринтный выпуск журнала Vogue 1938 года, который сам по себе доставляет эстетическое наслаждение своими изображениями элегантных платьев, шляпок, туфель и перчаток. Листая его страницы, посетители готовятся к изучению фотографий Михаила и Елены Булгаковых. На снимках видно не только их лица и глубокие взгляды, но и безупречные укладки Елены Сергеевны, ее яркий макияж с акцентом на глаза и губы, а также модное платье-халат. Михаил Афанасьевич предстает в классическом образе, актуальном и по сей день: рубашка, галстук, брюки и кардиган на пуговицах. Под фотографиями представлены выдержки из дневников Елены Сергеевны, где она описывает подготовку к приему в американском посольстве:
«Купили английскую хорошую материю по восемь руб. золотом метр. Приказчик уверял — фрачный материал. Но крахмальных сорочек — даже уж нефрачных — не было. Купили черные туфли, черные шелковые носки».
Для себя же она выбрала изысканное вечернее платье «исчерна-сине с бледно-розовыми цветами».
Фотографии Елены Сергеевны свидетельствуют о ее яркой натуре и смелости в макияже — она активно подчеркивала брови, рисовала выразительные стрелки и не стеснялась использовать броские оттенки помады, дополняя образ прической «холодная волна» и длинными серьгами. Её вкус был безупречен. Михаил Афанасьевич вспоминал, как сопровождал супругу к Надежде Ламановой, знаменитой портнихе, «известнейшей в высших кругах». На выставке можно увидеть эскизы женских платьев из ее мастерской: приталенные силуэты с открытой спиной, пышные рукава, изящные воланы. Таким образом, личная жизнь семьи Булгаковых тесно переплетается с художественным миром его романа.
В окончательной версии романа «Мастер и Маргарита» фигурирует актриса в желтом платье. Интересно, что в более ранних редакциях в «Грибоедове» танцевали «бледные женщины, все одеяние которых состояло из тоненького куска дешевого шелка, который можно было смять в кулак и положить в карман». Это подчеркивает изменения в модных возможностях 1930-х годов: Московский дом моделей начал создавать элегантные вечерние наряды, популяризированные такими киноактрисами, как Любовь Орлова. Хотя Булгаков не дает детального описания желтого платья, эскизы позволяют предположить, что оно было длинным и облегающим.

Среди наиболее привлекательных экспонатов, безусловно, выделяется сама одежда, воссоздающая образы москвичей, вышедших на прогулку в теплый день 1930-х. Представлены летние мужские комплекты: костюм-двойка и хлопковые брюки с шелковой рубашкой. В те годы, как и сегодня, костюм-двойка считался идеальным городским нарядом для создания представительного образа. И в наше время, в жаркую погоду, светлые хлопковые костюмы остаются востребованными среди мужчин, одинаково уместно выглядя как в городской суете, так и на морских курортах.
Женская мода отличалась большим разнообразием. Выставка демонстрирует популярные варианты, например, платья в полоску, которые подходили как для городской жизни, так и для занятий спортом или домашнего обихода. Уже с 1920-х годов дизайнеры использовали полоску как эффективный прием для визуальной коррекции фигуры. В романе также упоминается полосатое платье, принадлежавшее первой жене Мастера. Хотя автор не детализирует крой, он указывает, что ткань была легкой – предположительно, хлопок, шелк или лен.
Особое внимание модницы уделяли аксессуарам. Завершённый образ должен был быть не только функциональным, что было важно для советской женщины, но и эстетически привлекательным. Отсюда и любовь к изящным шляпкам, сумочкам и туфелькам. Даже по представленным на выставке немногочисленным аксессуарам видно их уникальность: сумочки с необычными ручками-петельками и декоративными застежками. Плетеная шляпка, на первый взгляд обычная, при ближайшем рассмотрении обнаруживает кружевные поля, добавляющие изысканный акцент всему образу.