Легендарные «Пираты ХХ века»: Создание самого кассового фильма СССР

Новости шоу-бизнеса » Легендарные “Пираты ХХ века”: Создание самого кассового фильма СССР

Культовому отечественному боевику «Пираты ХХ века» скоро исполнится полвека. Фильм, вышедший на экраны 14 июля 1980 года, моментально завоевал сердца зрителей и стал самым популярным за всю историю советского кинематографа. В первый год проката его посмотрели около 90 миллионов человек – абсолютный рекорд, который не удалось побить ни одной другой картине. В преддверии этой даты вспомним интересные моменты, связанные с созданием легендарной ленты.

Что скрывалось в трюмах сухогруза?

Оказывается, у истоков любимых многими «Пиратов…» стояла реальная новость из-за рубежа. Сценарист фильма Станислав Говорухин рассказал корреспонденту о вдохновившем его событии:

«Как-то раз, читая газету, я наткнулся на короткую заметку о нападении морских разбойников на итальянское судно, перевозившее урановую руду. Экипаж был уничтожен, а 200 тонн ценного груза бесследно исчезли вместе с пиратами, — вспоминал Станислав Сергеевич. — Тогда мне и пришла идея написать сценарий о пиратах, но уже с нашими, советскими моряками. И, конечно, с менее мрачным финалом…»

Поскольку Говорухин был занят съемками знаменитого сериала «Место встречи изменить нельзя», он предложил работать над сценарием и поставить фильм своему другу и коллеге Борису Дурову, с которым они ранее создали картину «Вертикаль».

С.Говорухин: «Когда сценарий был завершен, Борису предстояло получить утверждение в Госкино. Бдительные цензоры увидели в нашей истории опасный подтекст. Уран? Это же намек на советскую ядерную угрозу! Нельзя! Пришлось нам с Дуровым искать замену. А с этим возникли сложности. По сюжету, морем должен был перевозиться груз, представляющий большую ценность для пиратов и их незаконной деятельности. Появилась мысль заменить уран опиумом. Это сырье для фармацевтики, но одновременно востребованный наркотик, который бандиты могли бы выгодно продать».

Однако и эта креативная идея не нашла одобрения у чиновников Госкино: они усмотрели в ней пропаганду наркотиков.

С.Говорухин: «Дуров, услышав такой вывод, не стал скрывать своего возмущения. «Если вам и опиум не подходит, что же, по-вашему, такого особо ценного может везти советский корабль? Бланки партийных билетов?» Конечно, Борис рисковал своим саркастическим вопросом, но в итоге это сработало: нам разрешили оставить в сценарии «опасный» опиум. Правда, при этом потребовали перенести место действия подальше от территории СССР. Так Средиземноморье сменилось другим регионом: Юго-Восточной Азией, где-то в районе Филиппинских островов».

Опасные трюки и травмы на съемках

Николай Еременко, исполнивший роль старшего механика Сергея по прозвищу Дед, тщательно готовился к съемкам. Каскадер Владимир Жариков, сыгравший в фильме судового кока, рассказал о впечатляющей физической форме актера:

«Николай очень серьезно тренировался для «Пиратов ХХ века» и отлично выглядит в экстремальных сценах, — отметил Владимир Жариков. — Например, все подводные трюки он выполнял сам. Хотя, надо уточнить: нырять в настоящие затопленные трюмы не пришлось. Декорации кают, коридоров и трапов под водой построили за две недели в бассейне ялтинской гостиницы «Интурист». Снимали много дублей, так что Коле и его партнершам Наталье Хорохориной и Майе Эглите приходилось часами находиться под водой. Правда, особо сложные подводные сцены с героинями, насколько я помню, исполняла профессиональная спортсменка. А вот Еременко принципиально не использовал дублера».

Подводные съемки Николая Еременко
Подводные съемки Николая Еременко длились по многу часов.

Один из водных трюков едва не обернулся для Николая трагедией. В финале фильма старший механик проникает на пиратский корабль «Mercury», прыгнув с обрыва (эти кадры снимали у мыса Капчик в Крыму). В фильме выглядит эффектно: Дед прыгает, чтобы преодолеть расстояние до судна, хватает поручни, подтягивается… и затем расправляется с бандитами. Но на самом деле такой прыжок физически невозможен. Режиссер использовал монтаж: сняли прыжок Еременко с берега, а затем крупным планом, как он хватается за ограждение и перебирается на палубу. Зритель не видит, что произошло между этими моментами. А тогда актер едва не погиб. Прыгнув с камней в сторону проходящего судна, Еременко, как и ожидалось, не допрыгнул и упал в воду. В этот момент его стало затягивать под работающие винты. Только благодаря своей реакции и отличной физической форме Коля смог оттолкнуться в сторону и всплыть на поверхность».

Серьезные нагрузки выпали на долю Николая и во время многочисленных сцен драк. Актер позднее вспоминал: «Травмы, полученные тогда, дают о себе знать до сих пор. Напоминают выбитые локти, таз. Мы ведь были молодыми, отчаянными и работали без дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех ракурсов по очереди, это заняло весь день. А дрались мы на бетонном полу. Могу сказать, что швыряться на бетон двенадцать часов подряд — удовольствие так себе».

В.Жариков: «Насколько мне известно, за эти и другие сложные трюки актер не получил дополнительной оплаты. Рисковал он исключительно из энтузиазма.

Запомнился еще один опасный эпизод с Талгатом Нигматулиным, сыгравшим жестокого пирата Салеха. У них с Колей Еременко (кстати, они вместе учились и жили в одной комнате в общежитии) была серьезная драка. По сюжету, Дед сильным ударом двери зажимает голову Салеха и выводит его из строя. Техники предусмотрели меры безопасности: с обратной стороны двери прикрепили ограничитель — цепочку, закрепленную на гвозде в стене. Это обеспечивало безопасный зазор для головы актера. Сцену с дверью снимали несколько раз, потому что режиссера не устраивала игра Нигматулина. На четвертый или пятый дубль гвоздь, расшатавшийся от предыдущих рывков, вырвало из стены, и Талгат получил не постановочный, а настоящий сильный удар дверью. Естественно, его реакция и мимика в этот момент были совершенно неподдельными. Именно эти кадры и вошли в фильм.

Если Нигматулину досталось от Еременко (хотя и случайно), то сам он стал причиной страданий для актрисы Натальи Хорохориной, сыгравшей буфетчицу Машу. По сценарию, ее и библиотекаршу Айну захватывают пираты. Чтобы выведать информацию о спасшихся моряках, бандиты пытаются применить силу. Салех берет палку и с размаха несколько раз бьет ею буфетчицу по спине. Попытки имитировать удары не выглядели убедительно на крупных планах — было видно, что палка не достает до тела. Пришлось бить по-настоящему. Наталье под рубашку подложили свернутую в несколько слоев ткань в качестве защиты. Но эта «броня» оказалась неэффективной. После серии ударов, нанесенных Талгатом «от души», вся спина Натальи была в синяках».

Сцена с избиением палкой
Бить палкой Наталью Хорохорину Талгату Нигматулину пришлось по-настоящему.

Владимиру Жарикову тоже достался непростой трюковой эпизод. Его персонаж — кок с сухогруза «Нежин» — трагически гибнет во время нападения пиратов: его пронзают острые крючья абордажной кошки, заброшенной бандитами на палубу. Метательный снаряд впивается в тело и пригвождает его к фальшборту.

В реальности, конечно, никто на здоровье Владимира Юрьевича не покушался.

В.Жариков: «Для этой сцены мне под поварскую куртку в местах предполагаемого попадания крючьев подложили и прибинтовали фанерные пластины, а к ним прикрепили пакетики с красной жидкостью, имитирующей кровь. Эпизод снимали по частям. Сначала камера показала сбоку, как снаряд прилетает на палубу, а затем, как злодеи тянут его обратно, и он цепляет кока. Для этих кадров изготовили муляж кошки из пластмассы с тупыми и мягкими крючьями. Ассистентам, которые кидали эту бутафорию, главное было попасть по нужной траектории, чтобы кошка «цапнула» меня. После нескольких попыток это получилось. Дальше сцена показывалась уже с другого ракурса. Камера стояла передо мной, направленная к фальшборту. Крюки муляжа «наживили» на фанерные накладки под курткой перед командой «Мотор!». Затем помощник, скрываясь за бортом, аккуратно дернул веревку, прикрепленную к кошке, и я, изображая воздействие внешней силы, отступил к перилам с соответствующим выражением лица. Небольшое движение, пакетики с «кровью» лопаются, на куртке расплываются красные пятна… Так погиб мой герой».

Трюк с абордажной кошкой
Трюк Владимира Жарикова в роли судового кока.

Дублер для американских джинсов

А теперь раскроем еще несколько секретов, которые остались за кадром этого популярного советского боевика.

По сюжету, пираты блокируют выход из своей бухты донными минами. Когда наши моряки пытаются прорваться в открытое море на захваченном «Mercury», они чуть не взрываются, столкнувшись с такой миной. Спасителем становится боцман Матвеич (Тадеуш Касьянов), который ныряет в воду и отводит мину от судна. Для съемок этих сцен киностудия изготовила деревянные макеты донных мин. Как назло, когда их доставили к месту съемок в Голубой бухте Крыма («царский пляж»), начался шторм, и одна из «мин» была смыта в море. Найти ее среди волн не удалось. Киношникам пришлось сообщить о потере в штаб Черноморского флота. Адмиралы были крайне недовольны: акватория Крыма — стратегически важный район с активным судоходством, и там теперь плавает мина, пусть даже бутафорская! На поиски муляжа были отправлены несколько катеров, но обнаружить его так и не удалось. Пропал бесследно.

Стармех Сергей в исполнении Николая Еременко выглядит абсолютно неотразимо. Важной деталью его образа стали настоящие американские джинсы. В то время в СССР это был огромный дефицит, и

Борис Рогачёв

Борис Рогачёв — журналист из Ярославля с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на культурных событиях и новостях общества. Начинал карьеру в локальных изданиях, затем работал внештатным автором в федеральных СМИ.