В Самарской филармонии представлено первое музыкальное произведение, осмысляющее события специальной военной операции.
В Самару прибыли известные деятели культуры, включая Петра Лундстрема и Захара Прилепина, в рамках проекта «Культурный десант 45/25». Целью визита стали встречи с местными жителями для обсуждения актуальных вопросов современной культуры и представление масштабного симфонического произведения Алексея Сергунина — Концерта-симфонии «Русскому Донбассу». Это сочинение стало первым значительным откликом в академической музыке на события СВО. Корреспондент «МК» присутствовал на премьере и делится впечатлениями.

По команде дирижера Геннадия Саченюка звук стихает – хор и оркестр замолкают. После нескольких секунд полной тишины зал Самарской филармонии взрывается шквалом аплодисментов, прерывающихся лишь для того, чтобы смахнуть слезы. Все слушатели уже стояли, слушая исполненную на бис песню «Священная война», последовавшую за Концертом-симфонией молодого композитора Алексея Сергунина.
Премьера этого произведения состоялась год назад в Забайкалье. Музыка была ожидаема и востребована, но с тех пор, казалось, не звучала на крупных сценах. Хотя запись симфонии распространялась по стране через Интернет, такая музыка требует живого сценического воплощения. Этим летом ситуация изменилась, и симфония начала свое путешествие по городам Поволжья.
Перед началом концерта, прогуливаясь по фойе, можно было заглянуть в музей, где проходит выставка «1418 дней из жизни Куйбышевской филармонии». Среди экспонатов — картина Юрия Филиппова «Седьмая симфония», портрет Дмитрия Шостаковича. Этот экспонат стал удачной рифмой к предстоящему вечеру, ведь Концерт-симфонию Сергунина практически сразу начали сравнивать с «Ленинградской» симфонией №7 Шостаковича. Премьера легендарного произведения, начатого в блокадном Ленинграде и завершенного в эвакуации, состоялась именно здесь, в Куйбышеве (ныне Самара), 5 марта 1942 года. Параллель между двумя симфониями, ставшими музыкальным откликом на переломные исторические события, очевидна.
Вспоминая исполнение «Ленинградской» симфонии в самом Ленинграде 9 августа 1942 года, многие говорят о невероятных трудностях. Для исполнения требовался мощный оркестр, а в изможденном голодом городе оставался только БСО Ленинградского радиокомитета. Музыкантов откармливали, чтобы они могли репетировать, и даже искали на фронте, освобождая от службы, чтобы собрать полный состав. Симфония прозвучала вопреки всему.
Симфонию Сергунина также исполняет особый коллектив – Донецкий академический симфонический оркестр имени С.С.Прокофьева, известный как Оркестр непокоренных. Многие музыканты этого оркестра сами прошли через боевые действия, а коллектив понес невосполнимые утраты – есть погибшие в зоне СВО и замученные в плену. Вместе с ними на сцене выступил Оркестр камерной музыки Леонида Лундстрема. Отличие произведения Сергунина от симфонии Шостаковича – наличие партии хора и соло скрипки, которые исполнили Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова и скрипач Петр Лундстрем.
Симфония имеет программный характер, что означает наличие определенного содержания, изложенного в названии частей или сопровождающем тексте. Сергунин дал названия каждой из четырех частей: «Шахтерам» – дань уважения советскому прошлому и труду шахтеров Донбасса; «Военным» – посвящение событиям СВО; «Чакона» – признание роли деятелей искусства, поддерживающих Победу своим творчеством, в частности, скрипачу Петру Лундстрему, давшему более 140 концертов на фронте (и часто исполнявшему там Чакону Баха); и «Катехон» – взгляд в будущее, время после Победы, в наступление которой автор искренне верит.
Первые две части также включают текстовую составляющую. В части «Шахтерам» звучат фрагменты из произведений Наума Басовского, Виктора Шутова и Алексея Сергунина. Часть «Военным» содержит стихотворение Анны Долгаревой «Стой, Россия», посвященное русским воинам и Александру «Злому» Шубину, погибшему при подрыве машины Захара Прилепина.
В зале воцарилась жуткая атмосфера, когда зазвучала вторая часть, «Военным». Эта музыка понятна без слов. С первых же нот возникает ощущение удара, «прилета» – мир, каким он был, разрушен. Зал оцепенел. Зрители сидели завороженные, единственным движением были слезы, катящиеся по лицам. Хор декламировал текст:
Стой, Россия, за мальчиков этих летних,
Мальчиков злых и светлых,
Улыбчивых, полногубых,
Маминых любых,
Тонких, как ветки ветлы.
Эта музыка и текст пронизаны болью и страданием, но также и стойкостью, и отвагой наших воинов, «мальчиков этих звонких, идущих на смерть с глазами ребенка».
Случайное совпадение с симфонией Шостаковича обнаруживается в тональности завершения. Алексей Сергунин признался, что его сочинение заканчивается в до мажоре, символизирующем «возвращение основ, обновление и очищение». Это не подражание, поскольку семантика тональностей известна давно. Еще у Баха до мажор ассоциировался с радостью, твердостью и устойчивостью. Поэтому триумфальное завершение симфонии в до мажоре логично и обоснованно как у Шостаковича, так и у Сергунина.
Симфония была принята в Самаре со слезами на глазах и стоячими овациями. Зрители долго не отпускали музыкантов со сцены, просили исполнить что-то на бис. Неожиданно за дирижерский пульт встал Геннадий Саченюк. Едва зал снова сел, как все снова поднялись – зазвучала «Священная война».