Китайские власти призывают производителей электромобилей остановить ценовые войны

Новости шоу-бизнеса » Китайские власти призывают производителей электромобилей остановить ценовые войны

Пекин обеспокоен дефляцией и призывает индустрию электромобилей к сдержанности в ценовой политике для поддержки экономического роста.

Иллюстрация: Автомобили на зарядной станции
Изображение: Belkin Alexey/news.ru/Global Look Press

Власти Китая обратились к отечественным производителям электромобилей с призывом прекратить практику снижения цен и ограничить объемы производства. Это связано с опасениями, что текущая дефляционная тенденция угрожает стабильности экономического роста страны.

Как сообщает The Guardian, на протяжении последних месяцев официальные представители Китая регулярно акцентировали внимание на необходимости противодействия явлению «инволюции» в отраслях с избыточными мощностями, включая производство электромобилей. Под «инволюцией» понимается ситуация, когда возрастающие затраты ресурсов и усилий не приводят к пропорциональному увеличению отдачи.

Председатель КНР Си Цзиньпин открыто высказался по данной проблеме. В своем недавнем, весьма критическом выступлении, он осудил провинциальные правительства за чрезмерные вливания средств в такие стратегически важные, но подверженные риску «перегрева» отрасли, как искусственный интеллект, вычислительные мощности и производство новых энергетических транспортных средств.

Ряд ведущих китайских автопроизводителей, среди которых BYD, рассматриваемый как основной конкурент Tesla в Китае, были приглашены на совещания с регуляторами в прошлом месяце, где им были высказаны предупреждения относительно избыточных производственных мощностей.

По данным независимой консалтинговой компании Hutong Research из Пекина и Шанхая, государственные органы по всему Китаю оперативно отреагировали на недавние высказывания Си Цзиньпина, обещая предпринять меры по сокращению объемов предложения. Это свидетельствует не только о возросшем внимании властей к проблеме избыточных мощностей, но и о её системном характере в масштабах всей китайской экономики.

The Guardian отмечает, что в условиях острой конкуренции на китайском рынке, потребители, проявляющие осторожность в тратах, привыкли к очень низким ценам. Компании из различных секторов экономики часто прибегают к снижению цен до уровня себестоимости или даже ниже, стремясь завоевать долю рынка.

Отрасль электромобилей в Китае не стала исключением из этой тенденции. Многие руководители компаний выражают недовольство данной ситуацией, однако сами вынуждены участвовать в этой ценовой гонке.

Компания BYD, например, многократно снижала стоимость своих бюджетных моделей Seagull. Последнее известное снижение цены составило 55 800 юаней (около 5 862 фунтов стерлингов), что почти на 20% меньше официальной розничной цены. В марте BYD уже уменьшала цены на все модификации Seagull на 3000 юаней. Другой производитель, Great Wall Motors, представил в июне обновленную версию модели Ora 3, цена которой оказалась примерно на 20% ниже, чем в сентябре предыдущего года.

По имеющимся данным, в январе исполнительный директор XPeng Motors Хэ Сяопэн предупредил своих сотрудников, что «в 2025 году рынок столкнется с еще более ожесточенной конкуренцией», и некоторые автомобильные производители могут не выдержать предстоящей ценовой войны.

В прошлом месяце Китай представил проект поправок к своему закону о ценообразовании – первой серьезной редакции с 1998 года. Эти изменения направлены непосредственно на пресечение ценовых войн.

Предлагаемые поправки призваны усилить полномочия правительства по установлению ценовых лимитов, выявлению «недобросовестного ценообразования» и сдерживанию «инволюционной конкуренции», в том числе предотвращению использования доминирующего положения на рынке для манипулирования ценами и оптовыми продажами.

Однако, как отмечает The Guardian, некоторые аналитики считают, что предпринятых мер может оказаться недостаточно.

Старший аналитик Merics Антония Хмайди выражает сомнение: «Я не уверена, что китайское правительство предпримет существенные шаги по ограничению роста, поскольку до сих пор никто не был серьезно наказан за избыточные инвестиции в стратегически важные отрасли».

Хмайди также указывает, что в Китае лишь немногие производители электромобилей являются по-настоящему прибыльными. Многие из них тесно связаны с местными властями, которые, в свою очередь, стремятся предотвратить их банкротство.

«Мы видим некоторые изменения в конкретных действиях правительства, указывающие на это», — комментирует она. «Однако мы уже сталкивались с подобными инициативами ранее, и они не принесли значительных результатов. В конечном итоге, необходимо будет предложить альтернативные решения, например, для многих местных органов власти».

Хмайди акцентирует внимание на том, что одним из возможных способов решения проблемы избыточного производства в Китае может стать увеличение экспорта, что, однако, вызовет недовольство иностранных компаний и регулирующих органов. «Полагаю, в краткосрочной перспективе это приведет к усилению напряженности в отношениях с большинством торговых партнеров», — заключила она.

Масштабный приток китайских электромобилей на рынок Европейского союза вызвал серьезное беспокойство среди чиновников ЕС, опасающихся, что европейские автопроизводители не смогут выдержать такую конкуренцию.

В ответ на это, в прошлом году ЕС установил пошлины до 45% на электромобили китайского производства с аккумуляторными батареями, что вызвало резкое неприятие со стороны Пекина. Недавний саммит между ЕС и Китаем не принес значимых результатов по этому вопросу, который остается ключевым препятствием в торговых отношениях.

Однако китайские автопроизводители быстро адаптировались к новым условиям, переключившись на поставки гибридных автомобилей с возможностью подзарядки. В июне китайские компании смогли восстановить свою долю на европейском рынке электромобилей до 10%, вернув показатели, предшествующие введению тарифов.

На прошлой неделе состоялось заседание Политбюро, высшего органа Коммунистической партии Китая, посвященное обсуждению экономических перспектив на следующий год. Хотя кампания против «инволюции» не была упомянута напрямую, участники совещания подчеркнули важность «регулирования беспорядочной конкуренции» в экономике.

Лев Добрынин

Лев Добрынин — научный журналист из Томска с фокусом на медицину и здравоохранение. В профессии 15 лет. Создатель серии публикаций о достижениях российских учёных в области биотехнологий.