В Анадыре в рамках киносмотра показали якутскую драму, снятую за скромный бюджет
Международный кинофестиваль на Чукотке в этом году имеет выраженный китайский акцент, продолжая традицию показа фильмов из Поднебесной. Фестиваль открылся китайской анимационной лентой «Кунг-фу пацан», после чего зрителям был представлен полнометражный мультфильм «В мир смертных». Короткометражная анимационная программа также включает работы Пекинской киноакадемии.
В основной конкурсной секции заявлены китайские исторические драмы: «Круг жизни» Дун Ачэна о событиях Второй мировой войны и фильм Фэнг Ли «Затопление лайнера LisbonMaru», посвященный судьбам военнопленных. Таким образом, фестиваль отметил 500-летие освоения Северного морского пути и подчеркнул проведение перекрестного года культур России и Китая.
Стоит отметить высокий уровень подготовки проектов китайских кинематографистов и их уважительное отношение к российским зрителям. Даже если режиссер не мог присутствовать лично, он записывал видеообращение для представления фильма и его создателей, как это было перед одной из анимационных премьер. Китайские мультперсонажи, хоть и имеют некоторое сходство с американскими, обладают собственной уникальностью, которая не всегда связана с этническими особенностями.
В состав жюри игрового конкурса вошла продюсер Янь Бин, представляющая Китайскую ассоциацию аниматоров. Вместе с ней фильмы оценивали российский кинорежиссер Сергей Мокрицкий, ветеран советского кинопроизводства Юрий Обухов, актриса Агния Кузнецова и руководитель чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон».
Ежегодно участники фестиваля посещают уникальный коллектив «Эргырон». На мастер-классах они знакомятся с традициями песенной и танцевальной культуры чукчей и эскимосов. В ансамбле выступают как опытные артисты, так и совсем молодые участницы, часто продолжающие семейные традиции.
Одна из песен ансамбля, «Послезавтра приду», сочетает юмор и грусть. Она рассказывает историю депутата, который обещал прийти к девушке, но так и не выполнил обещание. Этот человек был реальной личностью, и хотя его уже нет, песня продолжает жить.
На стене коллектива висит старая черно-белая фотография 1971 года с первым составом танцоров, исполняющих танец «Полет чайки против ветра». Лица на фото другие, программа ансамбля постоянно обновляется, появляются новые элементы, но этот самобытный танец продолжает свое существование. Подобные визиты делают фестиваль более колоритным и помогают гостям познакомиться с местной культурой и традициями.

Фото: Светлана Хохрякова
В основном конкурсе представлен якутский фильм «Диодорова. Против течения» — дебютная работа Сандала Баишева о паралимпийской чемпионке из России, потерявшей руки в детстве. Фильм представил Александр Лукин, выпускник Санкт-Петербургского университета кино и телевидения и ученик Игоря Масленникова. Для Лукина это уже второе участие в фестивале, и каждый раз путь из Якутии лежит через Москву из-за особенностей логистики.

Фото: Светлана Хохрякова
Александр Лукин известен не только как режиссер, но и как музыкант. В этот раз он продемонстрировал свое мастерство игры на якутском хумусе, инструменте с пятитысячелетней историей. Несколько лет назад Лукин привозил фильм «Белый ангел тундры», снятый на народные средства. Картина рассказывала о молодой ленинградке, которая в 1937 году спасала эвенков в Якутии от эпидемии, основываясь на реальной истории врача, найденной в архивах.
Обычно спортивные драмы российских режиссеров требуют значительных бюджетов. Однако байопик о Диодоровой был создан всего за 5 миллионов рублей. Известная актриса Татьяна Арнтгольц, сыгравшая роль тренера, поддержала проект и не стала требовать высокого гонорара, что помогло уложиться в скромный бюджет.
Зрители в Анадыре показали себя как чуткие и сопереживающие. Их особенно волновали судьбы героинь фильмов «Диодорова. Против течения» и «Филателия» Натальи Назаровой. Главный вопрос, который они задавали: действительно ли актрисы, сыгравшие роли, имеют те же заболевания, что и их персонажи – легкую форму ДЦП у одной и отсутствие рук, преодоленное в спорте, у другой.
Якутская актриса Элла Соколова, исполнившая роль учительницы музыки, представила на фестивале дебютный фильм Инги Шепелевой «Белый пароход». Эта картина поэтично исследует взаимодействие и конфликт русской и якутской культур в контексте многовековых традиций. Премьера фильма состоялась на крупном азиатском кинофестивале в Пусане (Южная Корея).
Турецкий фильм «Летний свет» — еще одна дебютная работа Керема Кушчу, преподавателя изобразительного искусства. Это медитативное повествование о путешествии молодого художника в родной город и прошлое, где он обнаруживает, что, кроме матери, его никто особо и не ждал.
Фильм вызвал множество вопросов, касающихся географии показанных мест. Турция на экране предстала во всем великолепии морских пейзажей. Съемки проходили в портовом городе Чанаккале, известном как натуральная площадка для голливудского фильма «Троя» с Брэдом Питтом. Рефлексии главного героя оказались не всем понятны. Один юный зритель прямо выразил свое мнение: «Фильм хороший, но есть нюанс. Я в нем ничего не понял».
После показов кинематографистов активно окружают местные жители. Между гостями фестиваля и горожанами завязались теплые отношения. Вместе с жителями Анадыря участники киносмотра с волнением ждали прибытия первого за год корабля из Владивостока, который должен был доставить продукты. Фрукты и зелень на Чукотке считаются большой редкостью. Персик же стал здесь своеобразной наградой.
На одной из встреч со школьниками в Угольных Копях участникам фестиваля не только предложили обед в школьной столовой, но и вручили по персику — настоящей диковинке в этих местах. Актриса Агния Кузнецова во время своего выступления перед публикой призналась, что именно на Чукотке она по-настоящему осознала ценность этого фрукта.