Кинофестиваль Африки открылся смелой адаптацией «Макбета» из Буркина-Фасо

Новости шоу-бизнеса » Кинофестиваль Африки открылся смелой адаптацией «Макбета» из Буркина-Фасо

Фестиваль африканской культуры в Москве представит мировые киношедевры.

В Москве стартовал III Международный фестиваль африканской культуры и кино «Африка. Вместе в будущее». Открытие ознаменовалось показом необычной экранизации шекспировской трагедии «Макбет» из Буркина-Фасо, которая, безусловно, удивит российского зрителя своей радикальностью.

Делегация из Африки на открытии фестиваля
Делегация из Африки. Фото пресс-служба фестиваля.

Атмосфера открытия была по-настоящему аутентичной: залы украсили пальмами, а гости наслаждались живой музыкой в исполнении африканских артистов в колоритных национальных нарядах, сопровождаемой традиционными барабанными ритмами.

На церемонии присутствовал посол Республики Сенегал в РФ Стефан Сильвен Самбу, что подчеркивает растущую активность Сенегала в культурном обмене, ведь еще год назад фестиваль посещал директор департамента кинематографии этой страны, Жермен Коли.

После торжественных речей публике были представлены фрагменты фильма Ольги Акатьевой «Моя Африка», снятого в ЮАР. Картина повествует о российской семье, оказавшейся в центре событий на африканском континенте. На открытии присутствовала исполнительница одной из ключевых ролей — Алена Бабенко.

Кульминацией вечера стал показ радикальной интерпретации «Макбета» Шекспира — фильм Дани Куяте «Катанга. Танец Скорпионов». Этот буркинийский режиссер получил главный приз на 29-м Панафриканском фестивале кино и телевидения (FESPACO). Исполнительный директор фестиваля Акуабу Адианга лично представил работу, отметив, что фильм отражает современную жизнь Буркина-Фасо и затрагивает вечные темы власти, измены и человеческой природы.

Однако на экране разворачивается совсем иная история: в вымышленном королевстве Ганзургу, после провалившегося мятежа, король Пазукнам назначает своего кузена Катангу главнокомандующим. Жена Катанги, амбициозная и влиятельная женщина, толкает его на цареубийство ради обретения власти.

Картина, выполненная в черно-белой гамме, обладает поразительной графичностью и кинематографичностью. Создается впечатление, что действие разворачивается в театральных декорациях, но при этом демонстрируются подлинные, сильные эмоции. Необычные лица актеров, экзотические костюмы и ритуальные африканские танцы создают уникальную атмосферу, погружающую зрителя в ощущение вневременья, в некое универсальное пространство.

Африканские музыканты на открытии фестиваля
Африканские музыканты открыли фестиваль в Москве. Фото пресс-служба фестиваля.

В течение почти двух часов зритель наблюдает за героями, охваченными жаждой трона, готовыми на любые злодейства и совершающими их. Хотя сюжетная основа перекликается с Шекспиром, остальное так глубоко переплетено с африканской культурой, что без предварительного знания о происхождении фильма, ассоциации с «Макбетом» могут не возникнуть.

В рамках фестиваля также пройдут российские премьеры семи новейших африканских фильмов последних двух лет, уже отмеченных на ведущих мировых киносмотрах, что свидетельствует о растущем интересе к африканскому кинематографу. Программа весьма насыщенна и включает такие работы, как:

  • «Видение предков о будущем» Лемоханга Джеремайи Мозеса (совместное производство Франции, Лесото, Германии, Катара, Саудовской Аравии);
  • Кенийский фильм «Как создать библиотеку» от режиссеров Кристофера Кинга и Майи Лекоу, чья мировая премьера состоялась на знаменитом фестивале независимого кино «Сандэнс»;
  • «Тимпи Тампа» Адама Бинета Соу (Сенегал, Франция);
  • «Все любят Туду» Набиля Аюша (Марокко, Франция, Дания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Нидерланды), мировая премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале, а сам фильм был выдвинут на «Оскар» от Марокко;
  • «Длинное письмо из Сенегала» Анжель Диабанг, показанное на Международном кинофестивале в Локарно;
  • «Саундтрек к государственному перевороту» Йохана Гримонпре (Бельгия, Франция, Нидерланды), удостоенный спецприза на «Сандэнсе» и ставший номинантом на «Оскар»-2025.

Некоторые режиссеры лично представят свои работы.

Помимо современных работ, фестиваль предлагает ретроспективу из трех культовых африканских фильмов из Госфильмофонда РФ. Это египетские ленты:

  • Социальная драма «Борьба в долине» (1953) Юсефа Шахина с Омаром Шарифом в главной роли;
  • Триллер «Жизнь или смерть» (1954) Камаля Эль-Шайха.

Также будет показана сенегальская психологическая драма «Чернокожая из…» (1966) Усмана Сембена, повествующая о судьбе девушки, столкнувшейся с унижением и рабством. Зрители увидят советские прокатные копии на русском языке.

Борис Рогачёв

Борис Рогачёв — журналист из Ярославля с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на культурных событиях и новостях общества. Начинал карьеру в локальных изданиях, затем работал внештатным автором в федеральных СМИ.