
В России готовится законопроект, который может существенно изменить порядок начисления платы за коммунальные ресурсы, используемые для содержания общего имущества многоквартирных домов (ОДН).
Инициаторы законопроекта в Госдуме предлагают отказаться от практики расчета ОДН по установленным нормативам. Вместо этого предлагается использовать показания общедомовых приборов учета. Цель этой меры — стимулировать жильцов к более экономному потреблению ресурсов (воды, электричества, тепла), что должно привести к снижению общих расходов. Кроме того, это поможет управляющим компаниям избежать финансовых проблем при расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Ранее уже обсуждалось предоставление управляющим компаниям права передавать информацию о неплательщиках непосредственно поставщикам ресурсов. Эта мера направлена на повышение платежной дисциплины. Предполагается, что если УК не удается взыскать долги, ресурсоснабжающие организации могут оказаться более эффективными в этом вопросе.
Таким образом, вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг остаются в центре внимания властей. Однако пока неясно, как предложенные изменения повлияют на качество предоставляемых услуг и уровень тарифов, которые, к слову, вновь заметно вырастут (в среднем на 12%) с 1 июля.
Возвращаясь к законопроекту: общедомовые нужды (ОДН) включают все расходы на содержание общего имущества дома – освещение подъездов, работу лифтов, отопление общих зон и т.д. Это имущество находится в общей долевой собственности жильцов, и соответственно, расходы на потребляемые для его содержания ресурсы (вода, тепло, свет) должны нести собственники квартир.
Константин Крохин, председатель правления Союза жилищных организаций, отметил, что сам порядок расчета платы за ОДН по общедомовым счетчикам уже давно регулируется постановлением правительства и действует по всей стране. Проблема, по его словам, заключается не в отсутствии приборов учета, а в недостаточно эффективном правоприменении и отсутствии должной реакции надзорных органов на нарушения управляющих компаний. Например, возникают случаи, когда объемы воды, списанные на мытье подъездов, кажутся необоснованно завышенными, а суммы в квитках для жильцов в разы превышают фактические расходы по счетчику дома. Это свидетельствует о возможностях для злоупотреблений.
— Какой процент в коммунальном квитке занимает плата на общедомовые нужды?
— По воде он составляет не выше 5% от индивидуального потребления собственника жилья, по отоплению чуть больше – до 10%. Если выше, то здесь уже есть повод к подозрениям. По санитарным нормам зимой в подъездах многоквартирных домов температура должна быть не ниже 15 градусов.
— Госдума предлагает передавать ресурсоснабжающим компаниям списки должников, которые не платят за услуги. К чему это приведет?
— На мой взгляд, это полезная инициатива. Проблема с должниками возникает тогда, когда управляющая компания признается банкротом. Или когда полномочия одной УК общим собранием жильцов передаются другой. Старая компания уже не в состоянии взимать долги, у нее нет никаких рычагов воздействия на неплательщиков. Ресурсоснабжающие компании сами взимать долги вряд ли станут, эти полномочия они передадут новой УК. Это поднимет платежную дисциплину. За коммунальные услуги платить нужно — вряд ли с этим кто-то спорит!.
