Гойко Митича наградили за вклад в кинематограф

Новости шоу-бизнеса » Гойко Митича наградили за вклад в кинематограф

На церемонии закрытия кинофорума «Евразия» в Сочи чествовали легендарного югославского актера Гойко Митича, вручив ему награду за выдающийся вклад в развитие киноискусства. В этот день актеру исполнилось 85 лет, и он признался, что рад провести юбилей в России, а не в Германии, где постоянно проживает.

Гойко Митич с коллегами.
Гойко Митич с коллегами на кинофоруме «Евразия».

Принимая награду, Гойко Митич обратился к собравшимся на русском языке, который он изучил еще в школьные годы. С улыбкой он сказал: «Дорогие друзья! Вы меня поражаете! Я Близнец и решил для себя считать годы начиная со ста». Актер, как и прежде, подчеркнул со сцены, что самым ценным в своей жизни считает детство.

Гойко Митич появился на свет 13 июня 1940 года в обычной крестьянской семье. С детства он привык к работе на земле и до сих пор занимается огородом возле своего дома в Германии. Его кинокарьера началась еще в студенческие годы в Белградском институте физической культуры. Там его заметили режиссеры, искавшие высокого и ловкого актера, уверенно держащегося в седле. Гойко идеально подошел, сначала работал каскадером, а затем стал получать эпизодические роли. Благодаря своей харизматичной внешности он быстро приобрел популярность как звезда фильмов о индейцах. Всемирное признание ему принесли такие картины, как «Чингачгук — Большой Змей», «Сыновья Белой Медведицы», «Апачи», «Вождь Белое Перо». Снимался он преимущественно на киностудии DEFA в ГДР, а съемки, вопреки расхожему мнению о Латинской Америке, проходили в основном в окрестностях Самарканда и Бухары, в Крыму и Монголии.

В рамках кинофорума в Сочи Гойко Митич участвовал в работе жюри под председательством известной бразильской актрисы Луселии Сантос. Несмотря на схожесть мнений кинематографистов из Бразилии, Индии, Кыргызстана и России, итоговое решение о победителях было принято только после бурных трехчасовых дискуссий.

Главный приз за лучший фильм получил необычный кенийский проект «Нави: дорогая будущая я». Его создали четыре режиссера: немецкие братья Кевин и Тобиас Шмутцлер, а также талантливые кенийки Валлентина Челлугет (режиссер-самоучка) и Апуу Моурин (музыкант и дизайнер). Продюсер картины из Кении объявил о планах снять продолжение, которое расскажет не о героине первого фильма — 12-летней девочке, которую хотят насильно выдать замуж, — а о судьбах других юных африканок. По его словам, это не следование феминистской повестке, а стремление показать силу духа и способность молодых женщин отстаивать свое право на выбор вопреки трудностям.

В номинации «Лучшая женская роль» победила турецкая актриса Нур Сюрер, известная по популярному фильму «Участь» режиссера Надима Гюча и сериалу «Девушка за стеклом». Нур Сюрер, родившаяся в Турции, имеет дагестанские корни. Она также активно занимается общественной деятельностью и защищает права женщин. В фильме «Участь» ее персонаж, потеряв мужа, решает найти нового спутника жизни, что вызывает непонимание и протест у ее взрослых детей и общества, ставя под сомнение право пожилой женщины самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Приз зрительских симпатий получил фильм Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки», а актер Александр Адабашьян был отмечен за роль в этой картине.

Звание лучшего режиссера присуждено Дастану Жапару Рыскелди из Кыргызстана за фильм «Сделка на границе». Это его вторая полнометражная работа. Его первый фильм, созданный в соавторстве, был высоко оценен на международных фестивалях, включая Монреаль, и получил признание Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии (известной как азиатский «Оскар»). Над «Сделкой на границе» режиссер трудился два года. В центре сюжета — трагическая гибель молодых людей по нелепой случайности. Интересно, что исполнитель главной роли, Абылай Марат, до этого работал декоратором и лишь изредка играл эпизодические роли. Актриса Мээрим Атантаева, ранее работавшая в модельном бизнесе и снимавшаяся только в эпизодах, где ценились ее внешность и фотогеничность, впервые исполнила главную роль.

Успех Дастана Рыскелди отражает общий подъем киргизского кинематографа. Это яркий пример того, как системная поддержка и развитие молодых талантов на протяжении многих лет дают значительные результаты. Такой подход неизбежно приводит к появлению сильных работ и признанию на международном уровне.

Результаты оценки жюри короткометражного кино под председательством Марии Шукшиной вызвали некоторое недоумение. Во время объявления победителя произошла пауза. После консультации с другими членами жюри Мария Шукшина сообщила: «Оригинальное режиссерское решение… Это не наш выбор. Нужно быть внимательнее. Коллеги, так не годится!»

Впоследствии стало известно, что награда предназначалась Илье Северову от организаторов фестиваля за его короткометражный фильм. Несмотря на то, что такое вручение — стандартная практика, в этот раз оно было проведено с нарушениями, и награда так и не нашла своего адресата. Мария Шукшина также высказала критику в адрес молодых кинематографистов, чьи работы были представлены на фестивале в рамках новой ассоциации по поддержке молодых талантов. Она настоятельно рекомендовала им сначала сосредоточиться на учебе, цитируя Ленина: «Учиться, учиться и учиться», вместо того чтобы показывать неопытные работы на широкой публике. Многие из присутствующих кинематографистов согласились с ее позицией, выразив разочарование уровнем некоторых дебютантов и предположив, что это скорее случайные люди или блогеры, попавшие на фестиваль не благодаря таланту, а по связям, и больше заинтересованные в развлечениях, чем в серьезной работе над фильмами. Хотя идея создания ассоциации для поддержки молодых авторов заслуживает одобрения (подобно тому, как Рустам Ибрагимбеков в свое время объединял талантливую молодежь из стран СНГ в своей киношколе), крайне важно отбирать действительно одаренных кандидатов, а не тех, кто попал на платформу по протекции.

Борис Рогачёв

Борис Рогачёв — журналист из Ярославля с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на культурных событиях и новостях общества. Начинал карьеру в локальных изданиях, затем работал внештатным автором в федеральных СМИ.