Министерства стремятся сдержать рост цен на продовольствие
Министерство промышленности и торговли совместно с Министерством сельского хозяйства активно обсуждают стратегии по сдерживанию инфляции на основные продукты питания. Ранее, в августе, аграрное ведомство предложило внести изменения в закон о торговле, предусматривающие установление фиксированных цен в рамках долгосрочных контрактов между производителями и розничными сетями. Возникает вопрос: насколько эффективной окажется такая инициатива для стабилизации потребительских цен?

В настоящее время Минпромторг внимательно анализирует предложенную Минсельхозом идею. Заместитель руководителя Минпромторга Роман Чекушов отметил, что ведомство не торопится с принятием решения, так как существенного роста цен на потребительские товары за последние месяцы не наблюдалось.
Тем не менее, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), представляющая интересы торговых сетей, выразила опасения. АКОРТ направила письмо министру сельского хозяйства Оксане Лут, в котором предупредила, что закрепление цен в долгосрочных договорах на продовольствие чревато сбоями в поставках.
Ассоциация напомнила о прошлогодних ценовых скачках на такие продукты, как гречка, сахар, подсолнечное масло и яйца. Представители ритейла считают, что предложенная мера непредсказуема и не поддаётся эффективному контролю. По их мнению, попытки административного закрепления цен могут привести к появлению теневого рынка для регулируемых товаров.
По логике, крупные розничные сети, фактически занимающие монопольное положение на рынке продовольствия, не имеют стимула менять сложившиеся правила. Производители, особенно аграрные предприятия, вынуждены реализовывать огромные объемы урожая. Продать такие партии вне крупных торговых площадок невозможно, что вынуждает их заключать контракты с сетями. Сейчас такие соглашения обычно фиксируют только объемы, а цены формируются в процессе торгов. Возникает вопрос: почему влиятельные игроки рынка должны отказываться от привычного и выгодного им механизма?
Аграрный аналитик Александр Корбут комментирует ситуацию: «Обеспокоенность правительства динамикой цен вполне обоснована. Стоимость ключевых продуктов питания, за вычетом сезонных овощей и фруктов, демонстрирует рост, опережающий общую инфляцию последние два года. В этой ситуации производители пытаются упорядочить свои договорные отношения с торговыми сетями».
Аналитик продолжает: «Рассматривается два подхода: Минпромторг предлагает установить ценовой коридор с минимальным и максимальным значениями, что, по моему мнению, неэффективно, так как торговля, как показывает опыт, всегда будет ориентироваться на верхнюю планку. Минсельхоз же предлагает вводить формулу для расчёта фиксированной цены в долгосрочных соглашениях, но при этом выступает против жёсткой фиксации, настаивая на её рыночной корректировке».
На вопрос о механизме корректировки, Корбут поясняет: «Даже если производитель согласится зафиксировать оптовую цену в долгосрочном контракте под давлением торговых сетей, это не гарантирует стабильности розничных цен. Цена на прилавке формируется под воздействием множества факторов, охватывающих весь путь продукта от производителя до конечного потребителя».
Эксперт добавляет, что долгосрочные контракты без фиксированных цен уже существуют, но полная фиксация цен — это рискованный шаг, способный подтолкнуть к развитию теневого рынка. Прогнозировать ценовые изменения крайне сложно; например, в этом году сезонное снижение цен на овощи и фрукты закончилось в начале октября, а не в ноябре, как обычно, после чего стоимость начала расти. Государство в этом процессе выступает лишь как наблюдатель и регулятор, но не как полноценный участник.
Отвечая на вопрос о текущем статусе инициативы, Корбут отмечает: «На данный момент ведомствам не удалось прийти к единому решению из-за обилия неопределённостей. Например, отсутствуют точные прогнозы по росту тарифов на коммунальные услуги, которые несут как производители, так и ритейлеры. Аналогично, нет ясности относительно цен на топливо, и мы часто узнаём о повышении железнодорожных тарифов уже после факта. Учесть все эти переменные при установлении фиксированной цены крайне затруднительно».
Аналитик заключает: «Учитывая текущее снижение инфляции, возникает вопрос о целесообразности столь радикальных мер. Возможно, стоит искать альтернативные пути улучшения ситуации, не прибегая к прямому вмешательству в ценообразование. Наиболее эффективным решением было бы стимулирование конкуренции и наращивание объёмов производства. И производители, и торговые предприятия заинтересованы в больших объёмах продаж для получения прибыли, а не в искусственно высоких ценах. Однако для этого необходимо значительно увеличить производство и сократить издержки, чего пока не наблюдается».
