Кинематографический смотр в Калининграде представил работы как опытных, так и начинающих дебютантов.
В Калининграде состоялось открытие ежегодного фестиваля короткометражного и дебютного кино «Короче». В этом году конкурсная программа оказалась особенно насыщенной именитыми участниками: помимо малоизвестных новичков, свои силы в режиссуре пробуют дети известных кинематографистов и популярные актеры. Однако на этом фестивале все равны, и каждый, независимо от статуса, переживает одни и те же надежды и разочарования от первого показа своей работы.

Изначально на участие в фестивале поступило более полутора тысяч заявок, что говорит о значительном количестве талантливых начинающих режиссеров. Однако лишь 26 работам удалось попасть в конкурс короткометражного кино. К сожалению, некоторые картины были отклонены, в том числе работы актеров Глеба Пускепалиса и Анастасии Куимовой, по причине нарушения правила премьерности. Это условие требует, чтобы фильмы, представленные на «Короче», не демонстрировались на других фестивалях, о чём, возможно, новички не были осведомлены.
В состав жюри короткометражного конкурса вошли известные актеры Аня Чиповская, Роман Евдокимов, Евгений Сангаджиев (который также является режиссером), и продюсер Михаил Врубель. Полнометражные дебюты оценивают продюсеры Игорь Толстунов и Сабина Еремеева, режиссер Андрей Прошкин и сценарист Илья Тилькин. Им предстоит выбрать победителя среди шести отобранных картин; одна работа была снята с конкурса из-за разногласий между молодым режиссером и опытными продюсерами, что в киноиндустрии бывает нередко.
«Мальчик-птица»: глубокий взгляд на человечность
Полнометражную программу открыла картина «Мальчик-птица» Савелия Осадчего, выделяющаяся как редкий образец подлинного авторского кино. В центре сюжета — воспитанник детского дома, который страдает от необычно высокого, детского голоса, сохранившегося с первого класса. Этот мотив был вдохновлен реальной историей друга режиссера. Однако, фильм выходит за рамки физиологической проблемы, исследуя глубокие человеческие переживания.

Главную роль исполнил выпускник Школы-студии МХАТ Денис Хохрин, чья игра была отмечена как весьма обнадеживающая. Его герой проходит через трансформацию, взрослея во всех смыслах после акта насилия по отношению к любимой девушке, единственной, кто относился к нему с добротой. Эту девушку сыграла очень талантливая актриса Елизавета Струнина, ранее запомнившаяся зрителям по дебютной работе в фильме «Одним днем». Ее персонаж — добрая, отзывчивая девушка, поющая в церковном хоре, чье появление в жизни героя, символизированное случайно залетевшей птицей, становится катализатором драматических событий. Мужская тьма, проявляющаяся в главном герое, становится одновременно и его спасением, и наказанием, приводя к неизбежным последствиям.
Тема мужественности и предательства также глубоко проработана в образе отца, которого убедительно сыграл Максим Щеголев. Его могучий, но черствый герой не способен на великодушие по отношению к сыну, которого дважды предал, лишив последней надежды. Символичен диалог, когда сводный брат спрашивает о необычном голосе главного героя, а тот отвечает, что такой голос появляется, когда «тебя бросает отец».
Фильм «Мальчик-птица» является дебютом для всей съемочной группы — режиссера, оператора, художника. Савелий Осадчий, будучи киноведом по образованию, получил режиссерское образование в Школе дизайна у Ивана Твердовского, который также выступил продюсером этой ленты. Ранее Савелий уже представлял свои короткометражные работы на таких престижных площадках, как ММКФ и фестиваль «Зимний». Полный метр вырос из его дипломной работы, созданной с той же слаженной командой, что является прекрасным примером органичного развития кинематографического проекта.
Перед показом Савелий Осадчий с легкой иронией назвал «Короче» фестивалем «на приколе», подчеркивая его модный, светский характер. Он отметил, что сегодня многие фильмы снимаются «из инстинкта самосохранения», тогда как его картина — это «одинокий голос человека», говорящий не столько о физиологическом аспекте голоса, сколько о фундаментальном понятии человечности. Интересно, что изначально команда не концентрировалась на том, как будет говорить герой, но впоследствии, используя возможности нейросети и анализируя детские архивные записи, им удалось добиться нужной тональности. Реакция на фильм была неоднозначной: одна зрительница выразила удивление и восхищение глубиной работы молодых кинематографистов, в то время как некоторые молодые коллеги посчитали, что современному зрителю нужно «совсем другое кино».