Фестиваль «Хрустальный источникЪ»: От блогеров до глубоких тем в детском кино

Новости шоу-бизнеса » Фестиваль «Хрустальный источникЪ»: От блогеров до глубоких тем в детском кино

Раиса Рязанова призвала детей очистить свою речь от ненужных слов

В Ессентуках завершился Международный фестиваль детского кино «Хрустальный источникЪ», где обсуждались мечты подрастающего поколения и актуальные вопросы детской кинематографии. Участники кинокампуса самостоятельно создавали короткометражные фильмы, выступая в ролях режиссеров, сценаристов, актеров, операторов и гримеров. Все съемки проходили на территории Кавказских Минеральных Вод, что было одним из главных условий конкурса.

Старинный парк в Кисловодске, ставший известным благодаря съемкам фильма «Чебурашка», теперь частично преобразован в «Чебурашколенд», изобитующий тематическими декорациями. Участники Ессентукского кинокампуса, в свою очередь, выбрали для своих съемок нетронутый «Чебурашками» старинный парк. В один из дней фестиваля здесь можно было увидеть юных дагестанских кинематографистов в национальных костюмах. В сопровождении взрослых они предлагали отдыхающим приобрести наклейки, вероятно, для поддержки своего проекта. Похоже, эти любопытные кадры, снятые во время фестиваля, не вошли в их итоговый фильм.

Детские команды заранее присылали свои сценарии, лучшие из которых отбирались для производства. Обязательным условием были съемки в Ессентуках и его окрестностях во время фестиваля, а хронометраж фильма не должен был превышать 10 минут. Всего в конкурсе приняли участие 11 команд. Съемочные группы работали более чем в 50 локациях, активно используя возможности перемещения по региону КавМинВод.

В итоге были представлены фильмы различных жанров, включая популярные спортивные драмы, которые имели схожие особенности со «взрослым» кино. Тема конкурса — «Не предавай мечту». Некоторые герои мечтали стать художниками, несмотря на недовольство родителей, однако в большинстве работ преобладали истории о блогерах, стремящихся к заветным лайкам.

Команда «Наследие Дагестана» из Каспийска представила фильм «Мечта с галочкой» 13-летнего режиссера Владислава Забазнова. Этот очень интересный молодой человек профессионально провел церемонию вручения наград в конкурсе короткометражек и удивил неожиданно взрослым финалом своей работы.

Большой сход юных и взрослых кинематографистов
Большой сход юных и взрослых кинематографистов. Фото: Михаил Брацило

В фильме Владислава Забазнова показана история двух девочек. Мама одной из них тяжело больна. Мать второй поддерживает дочь, которая собирает средства на лечение. Затем на экранах телефонов обеих матерей появляется лицо кавказского мужчины Ибрагима, из чего следует, что он обманывал обе свои семьи.

На фестивале были представлены блогеры самых разных направлений. Некоторым удалось собрать средства на благотворительные цели. Другие же, вдохновленные этим, хотели организовать сбор денег на содержание хомяка. Главное, как оказалось, было разжалобить потенциальных «инвесторов», придумав что-то необычное о своем питомце.

Фильм «На пару с Тамарой…» из Нижнего Новгорода был снят 15-летней Вероникой Журавлевой по её собственному сценарию. В этой работе юная героиня также наращивает число подписчиков благодаря репортажам с Кавказа. Многие участники кинокампуса снимали свои фильмы даже во время экскурсий. Нижегородская Тамара, например, вела прямой эфир с горы Машук.

По мнению жюри, лучшей детской короткометражкой стала работа «Летать необязательно» тренинг-студии «Актер» из Москвы. Она посвящена настоящей, глубокой мечте, далекой от погони за лайками, — вечному стремлению человека к звездам. Еще один фильм о чем-то большем, чем превосходство в социальных сетях, — «Он светится…» от кинотеатральной школы «Хрустальный источникЪ» из Ессентуков. Его герои — внук и дед, вспоминающий о своем детстве. Фильм получился немного старомодным, но выполнен очень профессионально. Его создали 17-летняя Валентина Карасеферян и 12-летняя Ева Малеванная. Интересно, что мама Евы, как и многие другие родители, активно помогала в организации фестиваля, встречая и провожая гостей, и даже заранее изучала фильмографию знаменитых пассажиров, чтобы быть в курсе их работ.

В завершение фестиваля ребята встретились с профессиональными кинематографистами. Раиса Рязанова, снявшаяся в двух детских короткометражках (в одной она сыграла бабушку, напутствующую внука, в другой — сидела на «завалинке» с Владимиром Грамматиковым), поделилась своим опытом. В фильме «Хранители огня» из Пятигорска к их героям приезжает внук, который считает, что его отправили в ссылку к бабке с дедом. «Славчик красавчик из Москвы» также будет вести блог, а затем история примет неожиданный поворот с упоминанием современных военных конфликтов.

Раиса Рязанова рассказала о своем рабочем процессе: «Когда приглашают на роль, всегда говорят: «У нас такая малобюджетная картина», и начинается — 12-часовой рабочий день, кинокорм. Я просто работаю, не считаю это своим достижением. Обращаюсь к малышам и тем, кто чуть старше, до двадцати лет. Потом вас уже не исправить. Мы всегда говорим «как бы». Я, как бы Рязанова, как бы Раиса и как бы Ивановна. Что вы услышали? Как бы, как бы, как бы. Это мусор. У нас такой богатый, красивый язык. Однажды мы снимали кино. Ассистентка все время говорила: «Я как бы в этом доме жила, а потом мы как бы переехали». Я ей сказала: «Наташа, еще раз скажешь «как бы», я с тебя буду брать по рублю». А зарплата у нее не очень большая. Я стала загибать пальцы, насчитала десяток на обеих руках и сказала: «Ты мне должна». Теперь, когда мы встречаемся, Наташа меня благодарит. Когда я слышу тех, кто говорит «как бы», мне хочется их разорвать на куски».

Александр Котт считает фильм «Чук и Гек» самым трудным в своей фильмографии. «Нет ничего сложнее, чем работать с детьми, потому что их нельзя обмануть, — объяснил он. — Надо быть готовым отвечать на вопросы, ответа на которые ты не знаешь. Одна из проблем, которая у нас возникла, заключалась в том, что старший Гек – пионер. Прокатчики показали фильм фокус-группе, и оказалось, что дети вообще не знают, кто такие пионеры. Вы смотрите кино совсем иначе. Знаю это на примере своих детей. У нас вообще разное восприятие. Дети – космические люди. Что в голове ребенка? У него три правды. Он должен делать то, что ему говорят родители и учителя, но есть еще и он сам. Как со взрослыми с детьми нельзя разговаривать, и как с детьми нельзя. Тогда как с кем? Дети – счастливые создания, у которых все впереди».

Казахстанский режиссер Фархат Шарипов представил в Ессентуках фильм «Эвакуация», героиней которого стала маленькая девочка, отставшая от матери на железнодорожной станции во время войны.

«У вас сказка на сказке, — оценил Фархат состояние российского кино. — На Западе сразу поняли, что билет в кино покупают взрослые, и снимая детский фильм, ты его ориентируешь на взрослую аудиторию. В фильмах от Disney до Pixar столько взрослой драмы, столько диалогов. Они завлекают взрослого зрителя. Российские производители вторят американцам, что я считаю не самой хорошей тенденцией. Советский детский фильм отличала направленность на ребенка. Кинематографисты обращались непосредственно к детям. Может поэтому нам кажется, что старые фильмы наивные, но они сделаны для детей. Мне присылают сценарии детских фильмов, и там сам черт ногу сломит. Совершенно непонятно, на кого они ориентированы. Не стоит здесь подражать Америке. Надо вернуться к истокам, найти свой путь к детскому зрителю».

Юный режиссер из Каспийска Владислав Забазнов
Юный режиссер из Каспийска Владислав Забазнов. Фото: Михаил Брацило

Фархат Шарипов ответил ребятам на вопрос, воспитывает ли кино: «После каждого фильма получаешь эмоциональный опыт. Это и есть суть воспитания. Кино не воспитывает в том понимании, которое вам неинтересно».

Ребята из зон конфликтов, как выяснилось, хотят видеть что-то веселое и задорное на экране, получить яркие эмоции. «Мы бы сами хотели уйти от проблем, хотя снимать про них надо, чтобы люди понимали, что у нас происходит. Нам самим хочется снимать что-то более светлое и вселяющее надежду», — говорили они.

Юный кинематографист из пятигорской кинокоманды «Казаки» обратился к взрослым коллегам с вопросом, как сделать и продать полный метр. Хотя его пока нет, но есть короткометражка. Свой вопрос он адресовал Раисе Рязановой, которая снялась в фильме этой детской студии.

Ребята интересовались тем, как надо снимать детей. Раиса Рязанова рецептов не дала, но поделилась воспоминанием о своем дебюте. «Детей надо любить, какую бы роль они ни играли – сорванца, жулика, — считает она. — Меня поразил мальчик, который вел церемонию открытия. Он вел себя на сцене, как дома. Я не услышала ни одного неправильного слова. Многое он говорил наизусть, без бумажки. Потом мне сказали, что мальчик учится не в школе, а дома.

Я снималась в своей первой картине «День и вся жизнь». Моего сына там сыграл Боря Майхровский. Его папа работал в цирке. Мальчик был такой живой и непосредственный. Он сделал самокат – четыре колеса и две доски, сел на него и скатился с горки. Его сбили, он заплакал. Слезы были такими искренними, что режиссер сказал: «Боря, ты молодец. Я не ожидал». Когда мы впервые встретились, ему сказали: «Это твоя мама». «Кто? — переспросил Боря. — Моя мама дома». Потом мы подружились. Я рассказывала ему про экранного папу, который исчез. По сюжету он был молодым солдатом, а моя героиня — молодой девушкой. Мальчик вырос, стал искать отца. А когда нашел, такого наговорил про маму. Как будто она директор санатория, а она была простой работницей. Потом он сознался, что соврал. И Боря мне поверил. С тех пор мы не виделись. Не знаю, где он. Очень бы хотелось встретиться. Дети – это святое. Рожайте побольше».

Борис Майхровский — представитель цирковой династии, стал клоуном и дрессировщиком, занимал высокие посты. Сейчас ему 64 года.

Борис Рогачёв

Борис Рогачёв — журналист из Ярославля с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на культурных событиях и новостях общества. Начинал карьеру в локальных изданиях, затем работал внештатным автором в федеральных СМИ.