Эксперт Осипов: финансовые аферисты переключили свое внимание на подростков
В Государственную Думу внесен проект закона, направленный на профилактику киберпреступлений среди несовершеннолетних. Новые положения призваны расширить существующие меры по предотвращению нарушений, связанных с использованием Интернета в подростковой среде. Смогут ли эти инициативы действительно защитить детей от злоумышленников, которые активно действуют в Сети, нацеливаясь на финансовые средства их семей?

Методы мошенников: угрозы и шантаж
В одном из недавних случаев, произошедших в феврале, старшеклассник московской школы передал мошенникам крупную сумму – 200 миллионов рублей. 17-летнему юноше сначала позвонили, представившись сотрудниками службы доставки, и под предлогом сохранения заказа выпросили «код из СМС». После этого ему перезвонили якобы из Роскомнадзора, сообщив, что его аккаунт на Госуслугах скомпрометирован, и мошенники получили доступ к счетам его семьи, а деньги могут быть направлены на финансирование терроризма. Испуганный подросток не знал, что делать. Вскоре с ним связался «сотрудник спецслужб», который заявил о необходимости обыска в квартире. Он убедил юношу провести «обыск» самостоятельно и передать оставшиеся деньги курьеру «для безопасности». Подросток последовал инструкциям: он вскрыл один из сейфов, извлек 400 тысяч долларов и 80 миллионов рублей наличными, упаковал их и передал курьеру. Для вскрытия второго сейфа он даже вызвал специалистов по замкам, которые помогли ему достать еще 50 миллионов рублей, также переданные курьеру. Исчезновение денег заметила домработница, связавшись с матерью, которая после разговора с сыном обратилась в полицию.
Подобные инциденты с участием детей регулярно освещаются в СМИ. Уже никого не удивить случаями шантажа подростков, якобы «помогающих ВСУ», после простой переписки в Сети. Однако вызывает тревогу осведомленность аферистов о своих юных жертвах.
Например, преступники позвонили десятикласснице из Тамбова под видом «советника директора по воспитательной работе», назвав настоящее имя педагога. Лжесотрудница школы поинтересовалась, пользуется ли девочка «Дневником.ру». Мать школьницы отметила, что регулярно обсуждала с дочерью мошеннические схемы и объясняла, как себя вести, но использование реального имени педагога у девочки не вызвало подозрений. Затем последовал звонок якобы из МФЦ с сообщением о входе в ее аккаунт из другого региона. Девочке заявили, что мошенники получили доступ к данным родителей через ее страницу на Госуслугах, и теперь проводится проверка на предмет «отправки денег ВСУ». Ее предупредили о звонке «следователя», который вскоре действительно позвонил. Сначала обещая помощь, он быстро перешел к угрозам. «По вашей глупости могут посадить ваших родителей, и только вы в этом виноваты! — писал лжеследователь. — Я же сейчас пытаюсь помочь вам, а вы меня не уведомляете об уроках, закрываете звонки, и вообще, я так понимаю, вы не сильно заинтересованы в решении данной проблемы. При таком отношении я просто от вас откажусь, пусть занимается делом ФСБ, пусть берут под стражу родителей, а вас отправляют в детдом до совершеннолетия!!! Либо вы открываете звонки, и уведомляете о каждом шаге, так как я отвечаю за вас головой, либо разбирайтесь с ФСБ. Выбор за вами». (Орфография и пунктуация оригинальные.)
В этот момент девочка засомневалась и попросила удостоверение, которое мошенник прислал. Позже выяснилось, что на фото был участник развлекательного телешоу. Мошенники убеждали, что разговор строго конфиденциален и разглашение приведет к тому, что взрослые станут соучастниками. Для доказательства «непричастности» школьницу попросили сфотографировать все имеющиеся в доме деньги. Только благодаря вмешательству матери, обеспокоенной состоянием дочери, удалось предотвратить передачу фотографий банковских карт и доступа к счетам.
Законодательные инициативы и статистика
Чтобы повысить уровень защиты детей от подобных действий преступников, власти намерены внести изменения в законодательство. «Мы предлагаем закрепить в федеральном законе направление профилактики, связанное с нарушениями с использованием возможностей Интернета — киберпреступлений, для того чтобы в школах и везде, что покрывает система профилактики, мы детям могли рассказывать об опасностях, о вызовах и о том, как нужно реагировать, и об ответственности в том числе», — пояснил депутат Метелев. Он добавил, что формулировки положений уточняются совместно с Генпрокуратурой и принятие норм возможно уже в текущую сессию Госдумы. Депутат отметил, что сегодня до 40% всех преступлений совершается с использованием Интернета, включая не только вымогательство денег через детей, но и вербовку, а также использование несовершеннолетних в качестве «дропперов» (лиц, предоставляющих свои личные данные для вывода украденных средств).
По мнению парламентария, многие подростки не осведомлены о своих правах и не осознают всей полноты ответственности. Злоумышленники часто вовлекают их в криминальную деятельность через онлайн-игры и другие интернет-платформы. Метелев подчеркнул важность информирования об этих рисках и преодоления «правового нигилизма», когда подростки после задержания заявляют, что не знали о незаконности своих действий.
О масштабах проблемы и перспективах защиты детей от вовлечения в преступные схемы в России «МК» рассказал Григорий Осипов, директор по расследованиям платформы безопасности цифровых активов «ШАРД», бывший сотрудник ФСБ.
Сколько детей было вовлечено в мошенническую деятельность в последнее время?
Современные дети и подростки, относящиеся к поколениям миллениалов и зумеров, активно погружены в цифровую среду. Они составляют значительную долю интернет-пользователей, выступая как в роли потенциальных преступников, так и жертв кибермошенников. Статистика подтверждает это: подростки проводят в Сети от 4 до 6 часов ежедневно.
Согласно официальным данным МВД России за прошлый год, количество преступлений, совершенных с использованием Интернета, достигло 40% от общего числа. Та же статистика показывает, что в 2024 году закон нарушили 21 тысяча несовершеннолетних. По информации Следственного комитета РФ, за 2024 год к уголовной ответственности было привлечено 9,5 тысяч подростков в возрасте 14–17 лет. Более половины этих преступлений носят корыстный характер (кражи, мошенничества), большинство из которых совершаются онлайн.
А что можно сказать о самом процессе вовлечения подростков в преступные схемы?
Помимо непосредственного участия в преступлениях, в 2024 году почти на 35% усилилась тенденция вовлечения детей в криминальную деятельность, в основном в мошенничество и хакерские атаки. Дети и раньше привлекались для участия в незаконных онлайн-операциях, в том числе связанных с наркоторговлей или обналичиванием средств, выполняя разовые поручения или функции посредников.
Важно отметить, что в условиях информационной конфронтации с Украиной, вовлечение детей в хакерские атаки и взломы под разными предлогами стало отдельным направлением работы противника. Подростки часто более доверчивы и легко поддаются манипуляциям. В рамках этой деятельности детей могут привлекать к устрашающим акциям, поджогам, взрывам.
Проблема «дропов», за которую предусмотрена уголовная ответственность, также связана с подростками, которые с 14 лет могут продавать свои паспортные данные для использования в незаконных целях.
Но часто дети сами становятся жертвами в таких схемах. Их обманывают по тем же схемам, что и взрослых?
Действительно, нередки случаи, когда мошенники обращались к подросткам по видеосвязи, представляясь сотрудниками правоохранительных органов. Под их влиянием несовершеннолетние передавали информацию о банковских картах родителей, ценностях дома (в рамках так называемого «виртуального обыска») и даже переводили или передавали курьерам крупные суммы денег.
Кроме того, дети подвержены кибератакам вроде фишинга, шантажа и вымогательства в Сети, часто через онлайн-игры и социальные сети. Злоумышленники предлагают приобрести игровую валюту, выгодно продать виртуальные предметы или «прокачанный аккаунт».
Помимо телефонных афер, регистрируются случаи заражения Android-устройств вредоносными программами, маскирующимися под детские игры. Рост фишинговых и троянских угроз, нацеленных именно на детей, подтверждает системность проблемы: дети являются и объектами, и инструментами для интернет-мошенников.
Комплексный подход к защите
Нужно ли выносить защиту детей от мошенников в отдельный законопроект?
Дети — это уникальная и крайне уязвимая группа интернет-пользователей, требующая специфических правовых и информационных мер защиты, отличающихся от тех, что применяются ко взрослым.
Во-первых, уровень цифровой грамотности у детей ниже, чем у взрослых. По данным отчета, в 2023 году более 46% постов в Рунете содержали фишинговые ссылки. Большинство российских детей (79%) получают в соцсетях запросы на добавление в друзья от незнакомцев.
Во-вторых, психологические особенности детей требуют особого подхода. Они более доверчивы и импульсивны. Мошенники активно используют социальную инженерию, играя на страхе, доверии к авторитетам, игровых интересах или желании быть частью группы. Аферисты по телефону часто представляются учителями, соцработниками или техподдержкой игр. Дети в итоге сами выдают коды, логины, пароли или данные карт родителей.
В-третьих, детей могут невольно вовлекать в преступные схемы как соучастников. Растет число случаев использования подростков как «дропперов» или «обнальщиков». Ребенок за небольшое вознаграждение совершает транзакцию через свою карту, не понимая, что участвует в отмывании денег. Без должной правовой базы школы и органы опеки ограничены в возможностях раннего выявления таких рисков и предотвращения вовлечения.
В-четвертых, действующее российское законодательство по кибербезопасности носит общий характер. Законы против мошенничества, вредоносного ПО и защиты данных применяются ко всем гражданам без особого акцента на детей. При этом в школах, как правило, нет обязательных курсов по цифровой безопасности, что создает большой пробел в профилактике.
Таким образом, просвещение и профилактика преступности среди несовершеннолетних — очень важное и необходимое направление, требующее системного подхода, которого пока нет. Инициатива с законопроектом может помочь активизировать эту работу.
В чем особенности защиты детей от действий мошенников?
Нельзя просто дать ребенку гаджет, чтобы он себя занял. Если так делать, не стоит удивляться, если он окажется вовлечен в противоправную деятельность в Интернете. Дети более доверчивы, импульсивны и хуже осведомлены о рисках онлайн. Поэтому основой защиты должно стать системное обучение цифровой безопасности. Введение обязательных уроков по кибербезопасности в школах научит детей распознавать схемы мошенников, понимать социальную инженерию и соблюдать правила безопасного поведения в Сети.
Дополнительными мерами должны стать широкое внедрение родительского контроля и технических фильтров. У родителей должны быть инструменты для ограничения доступа к опасным ресурсам, мониторинга активности и получения уведомлений о подозрительных действиях ребенка онлайн. IT-компании, операторы связи и банки также должны участвовать, внедряя системы раннего обнаружения мошеннических операций с участием несовершеннолетних.
Не менее важна разъяснительная работа с детьми о правовых последствиях участия в криминальных схемах, а также обучение родителей и педагогов распознаванию тревожных сигналов. Создание государственной онлайн-платформы по детской кибербезопасности могло бы объединить образовательные ресурсы, горячие линии и инструменты для быстрого реагирования.
Поможет ли предложенный депутатами законопроект защитить детей от действий мошенников?
Проблема профилактики подростковой и детской преступности крайне актуальна, и предложенные в законопроекте меры понятны. Однако основная сложность в том, что сам по себе закон, нацеленный только на профилактику, не заменит технических мер защиты, активного противодействия мошенникам и систем быстрого реагирования со стороны банков и интернет-сервисов. Без комплексного подхода, включающего жесткие меры пресечения деятельности аферистов и активное участие IT-индустрии, эффективность одних лишь лекций может быть невысокой.
Кроме того, успех закона будет зависеть от его реальной реализации в образовательных учреждениях. Важно, чтобы это не стало формальностью. Необходимо разработать методические рекомендации для учителей, привлекать квалифицированных специалистов по кибербезопасности и применять современные образовательные подходы.
