Известный художник и скульптор Даши Намдаков, прославившийся своей работой над фильмом «Монгол» и монументальными произведениями, представил неожиданную коллекцию — авторские куклы, созданные совместно с его сестрами.

Выставка под названием «Ульгер. Сказки и грезы» открылась в Музее истории Бурятии, предлагая посетителям уникальный взгляд на многогранный талант мастера. Это событие стало настоящим сюрпризом, ведь Даши Намдаков известен широкой публике своими масштабными бронзовыми скульптурами и как художник-постановщик фильма Сергея Бодрова-старшего «Монгол», за который он был удостоен престижных кинопремий «Ника» и «Белый слон».
Делегация российских кинематографистов, посетившая Улан-Удэ для вручения Дальневосточной кинопремии, проявила особый интерес к этой экспозиции. Уже у входа в музей гостей встречает трогательный семейный портрет Даши в окружении его сестер и их необычные, мифологические куклы.
Намдаков — художник с мировым именем, чьи работы выставлялись в ведущих галереях Китая, США, Японии и других стран. Он является академиком Российской академии художеств и почетным членом Академии искусств Флоренции. Многие годы он жил и творил в Италии, в небольшом городке Пьетросанте, известном своими литейными мастерскими. Именно там были созданы его знаменитые бронзовые скульптуры, включая монументальную композицию «Царская Охота», представленную на главной площади города во время вручения ему международной премии.

Корни его творчества уходят в родное бурятское село в Забайкалье. Даши был шестым из восьми детей в семье, где мальчиков с юных лет обучали плотницкому, столярному делу и искусству ковки, а девочек — шитью, обработке кожи и вышивке. Эти традиционные навыки нашли новое воплощение в создании уникальных кукол.
В стремлении сохранить культурное наследие и возродить жизнь в вымирающих забайкальских деревнях, Намдаков несколько лет назад основал в двух километрах от своего родного села Укурик парк скульптур, ставших местной достопримечательностью и символом надежды.
Мастерство и Мифология в Куклах

Куклы, представленные на выставке, демонстрируют удивительное разнообразие техник и материалов: металлическая проволока, гипс, кожа, кость изюбря, пластик, папье-маше, литье, волосы яка, дерево. Каждая деталь выполнена вручную с использованием плетения, формовки, шитья, вышивки, декорирования кружевом, пайки, росписи акриловыми красками и точения кабашоном. Большинство работ созданы в 2020-х годах, но есть и более ранние, начиная с 2015 года.
Среди экспонатов выделяется «Хранительница сновидений» — изящный сундучок-коробка, на крышке которого покоится женская фигура, оберегающая сокровища внутри. Это отсылка к традиционным бурятским сундукам, служившим одновременно столами, кроватями и хранилищами для ценных вещей в юртах.

Особое место занимают образы прекрасных наездниц. Юная красавица верхом на барашке, а также «Принцесса» и «Легенда», изображающие всадниц на фантастических единорогах, отражают богатство бурятских мифов. В интерпретации семьи Намдаковых единорог предстает как могучий небесный белый конь, обладающий магической силой.
Кукла «Материнство» поражает своей выразительностью: высокая, тонкая фигура женщины, словно дерево, одета в расшитое бисером небесно-голубое убранство. Головной убор напоминает традиционные монгольские шапки, а общий образ отсылает к иконографии Мадонны с младенцем. Основание фигуры украшено ножками в виде бараньих голов, символизирующих плодородие и защиту.
Работа «Девушка-лебедь» (2025 год) вдохновлена древним мифом о Хун Шубуун, небесной деве-лебеде, прародительнице хоринских бурят. Легенда повествует о молодом охотнике, который похитил одеяние одной из трех лебедей, превратившихся в девушек. Она стала его женой, родила одиннадцать сыновей, но затем, облачившись вновь в лебяжьи перья, улетела через дымоход юрты.
Среди других ярких работ — «Чаепитие», представляющая юную красавицу в изысканном головном уборе с чашкой чая; «Девушка на льве Хабарай Хатан», появляющаяся из пены облаков; и «Монголка», сидящая на деревянном стуле в традиционной позе с подогнутыми ногами и в массивном головном уборе.
«Скрипачка» — это трогательный образ полубожества из горных лесов, в то же время простой девочки с шиповником в волосах. А «Ханша на подушках», одетая в кожаные подвески и замшевые сапожки, воплощает историю женщины из бедной семьи, которая благодаря своему таланту разгадывать загадки возглавила кочевое государство.
В компанию прекрасных дам гармонично вписывается «Старый воин» с копьем, луком и колчаном со стрелами. Несмотря на боевое снаряжение, его облик излучает миролюбие, символизируя силы света. Рядом с ним — образ боевого коня буддийского царя-чакравартина, правителя, поддерживающего мир. Этот конь, не знающий усталости, способен трижды в день обогнуть землю и избавить своего всадника от страхов.
