В Президентской академии проведено исследование, показавшее, что несмотря на растущий интерес к программам дополнительного профессионального образования (ДПО) в России, многие регионы остаются неготовыми к удовлетворению будущего спроса. Анализ Центра экономики непрерывного образования выявил не только активный рост числа обучающихся с 2020 по 2023 годы, но и отложенный характер спроса, который, по прогнозам, значительно увеличится в ближайшие 5-10 лет, что требует адаптации региональной экономики, особенно в отраслях, связанных с проектами технологического суверенитета.
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»
После 2021 года в России произошел заметный всплеск интереса к программам дополнительного образования. В 2023 году около 8,4 миллиона человек прошли такое обучение. Из них 7,5 миллиона участвовали в программах повышения квалификации, а 870 тысяч — в программах профессиональной переподготовки. Более половины (57,2%, или 500 тысяч человек) из числа прошедших переподготовку успешно освоили новую квалификацию.
Фото: Ярослав Чингаев / АГН «Москва»
Также отмечается увеличение частоты прохождения программ ДПО во всех секторах экономики. В период с 2019 по 2023 год средняя периодичность обучения сократилась с 11,3 до 8,8 лет.
Однако, по этому показателю существуют значительные региональные различия. Например, в Северо-Кавказском федеральном округе персонал проходит переподготовку вдвое чаще, чем в среднем по стране, в Южном федеральном округе — на 22% чаще, а в Дальневосточном — на 11% чаще. Ученые объясняют эту разницу наличием или отсутствием необходимой научно-технической базы для ДПО в регионах. Это приводит к тому, что одни регионы становятся центрами притяжения для образовательных программ, в то время как другие постепенно отстают в этом направлении, что требует системных изменений.
Наблюдается еще одна усиливающаяся тенденция: рост числа сотрудников, обучающихся непосредственно на своих рабочих местах. Основной причиной этого является недостаточная оснащенность специализированных образовательных учреждений современным промышленным оборудованием, необходимым для качественной профессиональной переподготовки.
Помимо региональных, существуют и отраслевые особенности. С 2020 года периодичность обучения по программам ДПО сокращается во всех отраслях, указывая на то, что работники стали чаще проходить переобучение. Однако темпы этого сокращения сильно разнятся. Так, с 2020 по 2023 год периодичность обучения в сельском хозяйстве уменьшилась на 36,8% (с 50,8 до 32,1 лет), в обрабатывающих производствах — на 26,4% (со 100,5 до 74 лет), а в строительстве — на 48,4% (с 40,3 до 20,8 лет). В целом по стране за 2020–2022 годы периодичность обучения сократилась на 22,1%.
Исследование также выявило отрасли, отстающие по частоте переподготовки персонала. Например, работники предприятий обрабатывающей промышленности проходят повышение квалификации или переподготовку в 7-8 раз реже, чем в среднем по России.
Вместе с тем, эксперты отметили положительную динамику в обрабатывающей отрасли: периодичность профессиональной переподготовки здесь сократилась более чем вдвое за период с 2020 по 2023 годы.
С учетом полученных данных, Президентская академия рекомендует усилить государственное и отраслевое стимулирование увеличения объемов подготовки кадров. Исследователи подчеркивают, что текущая периодичность обучения по программам ДПО в России в три раза превышает аналогичный показатель для стран ОЭСР. Без двукратного увеличения темпов роста числа обучающихся в сфере дополнительного образования к 2036 году возникнет значительный разрыв между потребностями в новых компетенциях и возможностями их освоения. Приоритетное внимание должно быть уделено переобучению работников тех отраслей, которые играют ключевую роль в проектах технологического суверенитета.