Известный американский музыкант раскритиковал «Белый альбом» The Beatles, вызвав волну обсуждений.
Американский автор и исполнитель, 76-летний Билли Джоэл, неожиданно выступил с резкой критикой в адрес одного из краеугольных камней мирового рока – группы The Beatles. Он назвал легендарный «Белый альбом» 1968 года, который получил свое неофициальное название из-за полностью белой обложки, «сборником недоделанных песен».
Высказывание Билли Джоэла вызвало бурную реакцию в музыкальном сообществе. Тысячи комментариев в интернете (в соотношении примерно девять к одному) обрушились с осуждением на именитого музыканта, клеймя его «вечным стыдом». Однако нашлись и те, кто отнесся к его словам более терпимо, признавая за ним право на «спорные суждения» и «творческую дискуссию», особенно если они подкреплены аргументами.
В радиоинтервью, с которого и началась волна возмущения, Билли Джоэл без обиняков заявил: «Я не фанат «Белого альбома». Некоторые его обожают, но для меня это набор недоделанных песен. Такое чувство, что они были слишком накурены или им просто стало все равно». Поясняя свою мысль, которая привела интервьюера, а затем и слушателей в ступор, Джоэл отметил, что в композициях «чувствуется отсутствие концентрации и сплоченности». По его ощущениям, «Джон Леннон в тот момент эмоционально отключился, а основную творческую нагрузку нес Пол Маккартни». В результате, по мнению Билли Джоэла, качество альбома пострадало: «Иногда у них был подъем, иногда спад — и это слышно в этих песнях».
Подобные заявления маститого музыканта, несомненно, идут вразрез с общепринятыми оценками и мейнстримом музыкальной критики, где «Белый альбом» считается экспериментальной вершиной The Beatles, демонстрирующей их жанровую многогранность — от акустических баллад до психоделики и нойза.
Тем не менее, Билли Джоэл давно известен своей прямолинейной позицией, особенно когда речь заходит о качестве песенного материала. Как признанный сторонник четкой структуры, мелодии и смысловой целостности в музыке, он считает, что именно этих характеристик не хватает в ряде композиций «Белого альбома».
Впрочем, несмотря на общепризнанные шаблоны, споры вокруг «Белого альбома» не утихают уже более полувека. Для одних этот исторический альбом является эклектичным шедевром, для других — свидетельством начала распада группы. Теперь в этот непрекращающийся диалог добавилось и мнение Билли Джоэла — резкое, вызвавшее громкий резонанс, но не являющееся беспрецедентной «дерзостью».
Стоит напомнить, что многие музыкальные произведения, позднее обретшие статус классических шедевров, не сразу снискали свою славу. Например, «гениальная» опера «Кармен» композитора Жоржа Бизе была разгромлена критикой, названа «творческим выкидышем», а её премьера в парижской «Опера Комик» в марте 1875 года — «оглушительным провалом», где зрители «испытывали отвращение и еле досидели до конца». Так что по сравнению с «Кармен» «Белому альбому» еще повезло, несмотря на нелицеприятные ремарки Билли Джоэла.
Необходимо также отметить, что Билли Джоэл был одним из символов перестроечных «ветров перемен» и пользовался огромной популярностью в СССР во второй половине 1980-х годов. Он стал первым западным рок-музыкантом, который не просто дал концерт в столице, а отправился в полноценный тур по стране с альбомом «The Bridge» в 1987 году. Концерты прошли в Москве, Ленинграде и Тбилиси, а накануне тура по Центральному телевидению была показана 45-минутная программа, составленная из клипов музыканта. Это стало настоящим потрясением для советских телезрителей, большинство из которых впервые в жизни увидели тогда настоящие видеоклипы и осознали, что где-то на Земле существует другое измерение, о котором они даже не подозревали.