Bloomberg: более 8000 автомостов Германии требуют срочного ремонта
Недавно открытый участок Берлинской кольцевой автомагистрали A100, строительство которого заняло двенадцать лет и обошлось в почти 720 миллионов евро, должен был олицетворять технологическое превосходство Германии. Однако этот успех меркнет на фоне тревожной ситуации: важнейшие транспортные сооружения страны — её мосты — находятся в аварийном состоянии. По данным американского агентства Bloomberg, более 8000 мостов на знаменитых немецких автобанах требуют немедленной реконструкции. Это создает серьезную угрозу не только для комфорта передвижения, но и для экономической стабильности и логистической безопасности всей Германии.
Иллюстративное фото: Мосты Германии находятся в плачевном состоянии.
Эта проблема значительно глубже, чем просто ограничение скорости на автобанах. Германия, как одна из ведущих экспортных держав, критически зависит от бесперебойной транспортировки товаров. Разрушающиеся мосты рискуют заблокировать ключевые транспортные пути, снизить инвестиционную привлекательность страны и ослабить её позиции как важного логистического центра для НАТО. Причины кризиса многообразны: естественный износ и структурные недочеты. Большая часть из примерно 28 000 мостов автобанов построена из преднапряженного бетона. Стальные элементы внутри таких конструкций уязвимы для коррозии, когда влага и химические реагенты проникают через микротрещины. Ситуация усугубляется тем, что около 55% этих сооружений были возведены до 1985 года, когда строительные нормы были менее строгими, а экономия материалов была более распространена.
Десятилетиями власти игнорировали проблему и недостаточно финансировали обслуживание дорог, что лишь ухудшило положение. Отсутствие своевременного профилактического обслуживания привело к тому, что теперь во многих случаях приходится не ремонтировать, а полностью сносить старые конструкции и возводить новые, что является чрезвычайно дорогостоящим и вызывает многолетние перебои в движении. Показательным примером служит виадук на трассе A45, связывающей промышленный Рур с развитым югом страны. В 2021 году там были выявлены критические повреждения, что привело к немедленному закрытию и демонтажу моста 1968 года постройки. Это событие остановило движение большегрузов через долину реки Рамеде и город Люденшайд, нанеся экономике ущерб в 1,8 миллиарда евро.
Потрясение от подобных происшествий усилилось после прошлогоднего обрушения моста Каролы в Дрездене, когда ночью часть конструкции упала в Эльбу; только по счастливой случайности обошлось без жертв. В марте текущего года растущая трещина на мосту Кольцевой дороги A100 в Западном Берлине, по которому ежедневно проезжает около 95 000 автомобилей, вынудила власти срочно закрыть его, а затем и несколько соседних сооружений. Современные транспортные нагрузки значительно превосходят те, что были рассчитаны полвека назад. Воздействие одного среднего грузовика на дорожное полотно эквивалентно воздействию нескольких тысяч легковых автомобилей, что сокращает срок службы мостов со 100 лет до 70-80.
Федеральное правительство, осознав серьезность ситуации, выделило значительные ресурсы. В текущем году на обновление мостов и тоннелей автобанов будет направлено около 2,5 миллиарда евро. Отмена так называемого «долгового тормоза» позволила нарастить инвестиции в инфраструктуру и оборону. Более того, Германия намерена учесть часть своих вложений в автобаны в счет обязательств перед НАТО по наращиванию военных расходов. Согласно плану, к 2032 году должны быть ускоренно реконструированы 4000 наиболее аварийных мостов, общая площадь которых сопоставима с 450 футбольными полями. Однако Федеральное контрольное управление Германии выражает опасения, что темпы работ недостаточны.
По расчетам аналитического центра Transport & Environment Deutschland, полная модернизация всех мостов автобанов может обойтись в 36 миллиардов евро, а ремонт всей дорожной сети страны — до 100 миллиардов. Этот кризис выявляет важные уроки для будущего. Приоритетное внимание профилактическому обслуживанию могло бы предотвратить или замедлить необратимое разрушение. Использование акустических датчиков позволяет оперативно выявлять скрытые повреждения арматуры, недоступные при обычном визуальном осмотре. Кроме того, новые мосты должны возводиться быстрее с применением модульных технологий и обладать увеличенным сроком службы благодаря инновационным материалам, таким как самовосстанавливающийся бетон, улучшенные стальные защитные покрытия и антикоррозийная арматура.
Ситуация в Берлине ярко демонстрирует эту иронию: вскоре после пышного открытия нового участка A100 соседний район Трептов столкнулся с транспортным коллапсом. Причиной стал аварийный мост Эльзен через Шпрее, который сейчас находится на реконструкции и пропускает движение лишь по одной полосе. Этот случай наглядно показывает, что Германии необходимо отложить планы по строительству новых автотрасс и сосредоточиться на срочном ремонте существующей инфраструктуры, чтобы избежать полного паралича торговли и логистики, как отмечает Bloomberg.